Лекция 7 Классификация психических расстройств

В психиатрии существует 2 основных подхода к классификации психических заболеваний:

1) Нозологический

2) Синдромологический

Нозологический подход стремится рассматривать заболевание как нозологическую единицу, в единстве этиологии, патогенеза, клиники, течения, исходов, морфологического субстрата. Такой подход принят в России, Германии. Ему отвечает вышеизложенная группировка заболеваний, которая в общих чертах соответствуют отечественной классификации психических заболеваний.

Однако нозологический подход подразумевает достаточное знание этиологии и патогенеза заболеваний. Так как этиология и патогенез психических заболеваний изучены мало, в некоторых странах (США) отдается предпочтение синдромологическому подходу, который ставит диагноз на уровне синдрома, игнорируя его причины (паранойя, оппозиционно-вызывающее расстройство поведения, нарушения половой идентификации, нарушения сна и пр.)

Такой же принцип, в основном, положен в основу МКБ-10, которая рассматривает психические нарушения не как нозологические формы, а как расстройства.

Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ-10.

Психические заболевания включены в раздел F.

F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.

F1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.

F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

F3. Аффективные расстройства.

F4. Невротические, связанные со стрессом, соматоформные расстройства.

F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физиологическими факторами.

F6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.

F7. Умственная отсталость.

F8. Нарушения психологического развития.

F9. Психические и поведенческие расстройства в детском возрасте.

6. Возрастные кризы [†††].

Кризис 3-х лет

Возникает в период 2-4 года.

Во время кризиса происходит:

· разрушение старых социальных отношений, ребенок стремится установить новые отношения с взрослыми;

· ребенок отделяется от взрослых;

· у ребенка формируется свое «я»;

В этом возрасте у ребенка возрастает самостоятельность и активность. Если самостоятельность резко ограничивается, это приводит к возникновению кризовых явлений, которые возникают в отношениях со взрослыми, но никогда со сверстниками. Негативизм ребенка избирателен и зависит от отношения к ребенку.

Симптомы кризиса:

1. Негативизм. Ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили взрослые. При этом он идет даже наперекор своему желанию. При выраженном негативизме все делает наоборот. При обычном непослушании ребенок не делает только то, что ему не нравится.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он этого потребовал. Он не может изменить своего решения.

3. Строптивость. Направлена против старых форм воспитания, образа жизни.

4. Своеволие. Стремление все делать самому.

5. Бунт. Поведение носит характер протеста, борьбы. Постоянно возникают ссоры и конфликты.

6. Обесценивание. Обзывает близких людей. Ломает любимую игрушку.

7. Деспотизм. Стремится проявлять власть, командовать другими.

Из-за этого происходят частые конфликты, которые ведет к возникновению невротических реакций (энурез, страхи, истерические проявления), а также патохарактерологическим реакциям активного и пассивного протеста (агрессивное поведение, элективный мутизм, отказ от еды).

Кризис 7 лет

Охватывает возраст 7-8 лет.

Это период рождения социально «я» ребенка.

В это время:

· формируется новая социальная позиция – позиция школьника, связанная с учебой;

· происходит переоценка ценностей: все, что связано с учебой (отметки) более ценно, все, что связано с игрой – теряет свою значимость;

· цепь успехов или неудач в учебе формирует устойчивые аффективные комплексы – неполноценности или собственной значимости. Происходит формирование самооценки, уровня притязаний;

· формируется внутренняя жизнь ребенка; утрачивается детская непосредственность, импульсивность.

Начало обучения в школе выявляет «слабые» места ребенка: инфантилизм (эмоционально-волевая незрелость), неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, астенические проявления, интеллектуальные нарушения, нарушения общения, эмоциональная неустойчивость.

В результате этого могут возникать:

1. невротические проявления (школьная фобия, элективный мутизм, астено-депрессивные расстройства, тики, заикание);

2. патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста (конфликтность, отказ от обучения), реакции компенсации и гиперкомпенсации;

3. психосоматические расстройства (головные боли, желудочно-кишечные расстройства, нейродерматиты, бронхоспастический синдром, гипертермия и пр.)

Пубертатный кризис

Различают ранний пубертат (11-14 лет) и поздний пубертат (15-17 лет). Кризовые проявления в каждый период имеют свои отличия, но будут даны в общем виде.

1. Быстрый рост, гормональная перестройка ведут к вегето-сосудистой нестабильности, вследствие этого – пубертатные астенические и астено-депрессивные состояния, различные проявления вегето-сосудистой дистонии, эмоциональная лабильность;

2. Пробуждение сексуального влечения приводит к возникновению «реакций, связанных с половым влечением» (А.Е. Личко) – подростковая гиперсексуальность, промискуитет, транзиторный гомосексуализм;

3. Формирование нового образа физического «я» - повышенный интерес к своей внешности – дисморфоманический синдром, нервная анорексия;

4. Возникновение «чувства взрослости» - «реакции эмансипации» (А.Е. Личко) – конфликты с взрослыми, подражание «взрослым» формам поведения – различные виды отклоняющегося поведения;

5. Ведущая потребность – общение со сверстниками и стремление занять подобающее место в подростковой группе – «реакции группирования» (А.Е. Личко) – некритичное усвоение групповых форм поведения – групповые формы делинквентности, злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем;

6. Кризис идентичности, конфликт между «я» реальным и «я» идеальным - стремление к самопознанию и самосовершенствованию – метафизическая интоксикация, синдром односторонних интересов и увлечений;

7. Утрированные черты пубертатного кризиса в целом – гебоидный синдром.

7. Уровни нервно-психического реагирования у детей [‡‡‡].

Проявления психических заболеваний зависят от возраста ребенка и усложняются по мере развити

я его психики. Каждому возрасту ребенка свойственны «возрастные

синдромы», которые определяются зрелостью его головного мозга и, соответственно, психических процессов.

Уровни нервно-психического реагирования у детей:

1. Соматовегетативный (0-3 года). Характеризуется синдромом невропатии,

2.

3.

4. выражающимся в повышенной возбудимости и вегетативной

5. неустойчивости (крикливость, нарушения аппетита, сна, терморегуляции, гиперестезия, склонность к аллергическим и «простудным» заболеваниям, боязливость). Таким детям обычно педиатры ставят диагноз «астено-невротический синдром».

6. Психомоторный (4-7 лет). Характеризуется различными «двигательными» синдромами: гиперкинетическим (психомоторной расторможенности), тикозными расстройствами, заиканием, энурезом, энкопрезом, а также кататоническим синдромом.

7. Аффективный (5-10 лет). В этот возрастной период наблюдаются синдром страхов, а также депрессивные и маниакальные расстройства настроения, проявляющиеся в соответствующих эмоциях, а не в виде «эквивалентов» (соматовегетативных, психомоторных), как было в предыдущие возрастные периоды.

8. Эмоционально-идеаторный (11-17 лет). Он определяется развитием абстрактно-логического мышления и характеризуется склонностью к возникновению таких «возрастных» синдромов, как дисморфоманический, аноректический, односторонних сверхценных интересов и увлечений. Кроме того, развитие мышления создает предпосылки к формированию сложных бредовых синдромов, идеаторных навязчивостей (обсессий), сверхценных идей.

По мере взросления ребенка происходит расширение спектра нервно-психического реагирования от элементарных соматовегетативных расстройств до сложных расстройств мышления.

8. Психический дизонтогенез [§§§].

Любое неблагоприятное воздействие, приходящееся на период созревания структур головного мозга и формирование психики ребенка, может вызывать у него нарушения психического развития. Поэтому при психических заболеваниях у детей обычно наблюдаются различные формы психического дизонтогенеза.

Психическим дизонтогенезом называется нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте.

Причины психического дизонтогенеза можно разделить на биологические и социально - психологические.

1. Биологические причины:

· генетические и хромосомные нарушения;

· патология внутриутробного периода развития ребенка (заболевания матери во время беременности, интоксикации и пр.)

· перинатальная патология;

· воздействие патогенных факторов в постнатальном периоде развития, особенно в первые 3 года жизни (травмы головы, тяжелые соматические заболевания ребенка, нейроинфекции, отравления);

· прогредиентные психические и неврологические заболевания (ранняя детская шизофрения, эпилепсия).

2. Социально-психологические причины:

· психическая депривация (лишение любви и заботы матери), сенсорная депривация (ограничение поступления сенсорных раздражителей) в раннем детском возрасте;

· микросоциально-педагогическая запущенность (неблагоприятные условия воспитания и обучения).

Классификация психического дизонтогенеза

1. Ретардация:

· общая (тотальная)

· частичная (парциальная)

2. Асинхрония развития

3. Искаженное развитие

4. Акселерация

1. Ретардация – отставание или временная задержка психического развития. Ретардация делится на общую (тотальную) и частичную (парциальную)

Общая ретардация характеризуется относительно равномерным недоразвитием всех психических функций. Она характерна для олигофрении.

Частичная ретардация отличается нарушением развития отдельных психических функций при сохранности других (речи, внимания, психомоторики, «школьных навыков» - способности к чтению, письму, счету, незрелостью эмоционально-волевой сферы – инфантилизм). Частичная ретардация наблюдается при пограничной умственной отсталости и ЗПР.

По динамике ретардация может быть стойкой и не компенсироваться с возрастом и временной, проходящей с возрастом. Стойкая ретардация характерна для олигофрении, временная - для задержек психического развития (ЗПР).

2. Асинхрония развития – дисгармоничное развитие, когда одни стороны личности опережают в развитии, а другие – отстают. Асинхрония развития характерна для психопатии.

3. Искаженное развитие – характеризуется выраженной «мозаичностью» развития, когда наблюдается сочетание ускорения, задержки развития и повреждения отдельных психических функций, различных продуктивных и негативных синдромов. Искаженное развитие встречается при ранней детской шизофрении, раннем детском аутизме.

4. Акселерация – ускоренное психическое развитие. Наблюдается у подростков с ускоренным темпом полового созревания и ранним появлением чувства взрослости. При этом отмечается несоответствие требований, предъявляемых к подростку со стороны родителей, которые воспринимают его, как ребенка, и самосознанием подростка. Это может приводить к выраженным реакциям эмансипации, конфликтам и различным формам нарушения поведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: