Перцептивные контроли и стили

Если первым, не очень четким этапом в изучении раз­личий между людьми в области ощущений и восприятия были эксперименты Ф.Гальтона (Gallon, 1869/1978), Дж.Кэттела (Cattel & Farm/id, 1896) и Дж.Джилберта (Gilbert, 1897). то вторым — уже очевидным — этапом стали исследования гештальтистов в середине двадцатого века. Индикатором возросшего интереса к проблеме различий в перцептивной сфере психики стала появившаяся в ав­торитетном журнале "Psychological Abstracts" соответствую­щая рубрика (Tyier, 1956). Предваряя этот этап, Дж.Гибсон (Gibson, 1941) предложил расширенную трактовку по­нятия "паттерн", активно использовавшегося в экспери­ментах по восприятию. Проанализировав большое количе­ство данных, Дж.Гибсон сделал два фундаментальных вы­вода: 1) необходимость учета временного состояния субъек­та, вызванного инструкцией и 2) учет влияния прошлого опыта на полученные результаты. Все это означало осозна­ние важности привнесения личностной детерминанты в исследование психических процессов, в частности, вос­приятия.

Начиная с этого момента в развитии диф­ференциальной психологии возникает тенденция к созданию основы для построения целостной теории человеческих различий, позволяющей давать адекватные научные интерпретации и создавать конструктивные практические модели в обла­сти анализа разных типов взаимодействий человека с ми­ром. Однако вначале представим в виде краткой таблицы главные достижения в этой области в предшествующий период, связанные с анализом типов восприятия, осно­ванных на перцептивных установках.

Как видно из приведенных данных, большинство об­наруженных различий в способах восприятия группиру­ются вокруг нескольких метапараметров (глобальность— артикулированность, широта—узость и др.). Так, уже в исследованиях того времени отмечалось, что одной и той же группе испытуемых свойственно проявление синтетич­ности, субъективизма, активности и уверенности. К об­суждению базовых стилевых диспозиций мы вернемся в седьмой главе, а сейчас отметим, что концептуальное обоб­щение экспериментальных дифференциально-психоло­гических исследований в области восприятия возникло в 1950-х годах в рамках двух перспективных направлений.

"Личность сквозь восприятие" — так озаглавили свою монографию исследо­ватели, назвавшие свое направление "Новым Взглядом" (New Look) на проблему соотношения мотивационных и перцептивных факторов при изучении индивидуальных различий. Сразу после второй мировой войны в Бруклин­ском колледже Нью-Йорка под руководством С.Аша и Г. Уиткина (Ash & Within, 1948) была реализована иссле­довательская программа, итогом которой стала вышеупо­мянутая книга (Wtkin, Lewis (Eds), 1954). Все началось с обнаружения индивидуальных различий в способности сту­дентов колледжа правильно устанавливать вертикальную позицию в специальной тестовой ситуации с искажением зрительного восприятия, а также в умении вычленять про­стую фигуру из сложного геометрического фона в ряде перцептивных заданий. Полученный параметр перцептив­ной полезависимости/поленезависимости оказался прояв­лением на уровне восприятия сквозной стилевой характе­ристики, отражающейся также на когнитивном уровне (см. Когнитивный стиль), в стиле общения и межличностного взаимодействия.

"Перцептивная установка" стала предметом теоретических и эксперименталь­ных изысканий Дж.Клеина (Klein, 195t) и его коллег — со­трудников Меннингерского Фонда. Согласно основной ги­потезе, разработанной в русле функционализма, индивидуальное восприятие определя­ется адаптивными свойствами усиливая психоаналитичес­кий контекст рассмотрения проблемы, можно привести характерное суждение исследователей:

"Мы изучаем Эго, когда анализируем личностные харак­теристики способов восприятия, а набор перцептивных ус­тановок является частью целостной системы эго-контроля".

Выбирая между понятиями "перцептивная установка" и "эго-контроль", история отдала предпочтения второму, поэтому находки Меннингерской школы стали выступать под несколько видоизмененным определением "когнитив­ный контроль". Дж.Клейн (Klein, 1951) выделил три когнитивных контроля (хотя, отметим, более точно было бы назвать индивидуальные параметры восприятия "перцептив­ными контролями"):

* сглаживание—заострение,

* установка на сопротивление или принятие нестабильности (названная "толерантность к нереальному опыту");

* физиогномичность (образность) - буквальность.

Tаким образом, результаты, полученные в ходе развития этих двух направлений экспериментальной психоло­гии восприятия, включивших в качестве исходного положения представление о роли субъективной (лич­ностной) детерминанты в организации психических про­цессов, вызвали бурную цепную реакцию в умах психологов, не прекращающуюся и по сей день. Два класса новых переменных — перцептивные стили и перцептивные контроли ~ довольно быстро сменили, однако, свою кон­цептуальную — исходно "перцептивную" — окраску и вош­ли в обиход с определением "когнитивный" (мы вернем­ся к этим понятиям в следующих главах). Также практи­чески сразу возникла идея — получившая затем огромное число экспериментальных подтверждений — о том, что открытые параметры перцептивного стиля (то есть спосо­ба организации субъектом своего восприятия) есть часть более сложного синдрома индивидуальных свойств, вклю­чающего когнитивные, эмоциональные, мотивационные и личностные переменные (см, FrenkeS-Brunswik, 1954), а также характеристики социально-психологического (меж­личностного) взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: