Лекция № 6. Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

Историко-культурное значение первобытности

1. Первобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;

2. Она носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;

3. В первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека);

4. Первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;

5. Значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в инвентаре современной культуры.

Вывод:

Почти все внимание первобытных людей сосредотачивалось на борьбе за существование, на добывание пищи, усовершенствовании орудий труда

Зарождение и развитие речи, первые религиозные представления, зачатки искусства складываются в связи с успехами производственной деятельности

Первобытное искусство возникает в период, когда складывается современный физический тип человека; основными занятиями становятся охота и рыболовство

Психологическое значение первобытной культуры заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, зачатки научных знаний, принципы регулирования социальной и производственной жизни – остаются с человечеством навсегда и составляют суть его существования.

1. Какие факторы влияли на возникновение искусства?

2. Назовите и охарактеризуйте теории антропогенеза.

3. Назовите основные этапы развития первобытного общества.

4. Раскройте историко-культурное значение первобытности.

5. Назовите и охарактеризуйте основные этапы антропосоциокультурогенеза.

6. Назовите и охарактеризуйте основные функции первобытной культуры.

7. Дайте общую характеристику первобытной мифологии.

8. Назовите и охарактеризуйте основные формы первобытных верований.

9. Назовите и охарактеризуйте основные этапы происхождения и становления ранних форм искусства.

10. Назовите наиболее характерные черты мировидения первобытного человека.

Государственное высшее учебное заведение

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Дисциплина: «Культурология»

Тема лекции: «Исторические типы культуры».

Цель: Дать представление об особенностях и достижениях основных культурно-исторических типов; рассмотреть основные типы древних культур; выявить своеобразие и уникальность европейской (античной) культуры; охарактеризовать культуру средневековья в контексте христианского мировоззрения; познакомить с памятниками готической архитектуры и скульптуры; рассмотреть основные памятники культуры Высокого Возрождения; раскрыть сущность мировоззрения человека в культуре Нового времени; охарактеризовать основные направления модернизма и постмодернизма в современной западной культуре.

План:

1. Культура Древнего мира.

2. «Мир античной культуры».

3. «Средневековая модель мира».

4. Возрождение и Реформация.

5. Культура Нового времени.

6. Современная западная культура

Студенты должны знать:

- Центры цивилизаций Древнего Востока и их особенности,

основные достижения материальной и духовной культуры Древнего Востока, политеизм древневосточных цивилизаций, появление монотеизма;

- Термин «античность и периодизацию этапов античной культуры, отличительные особенности античной культуры от культур Древнего Востока, влияние античной культуры на европейскую систему ценностей;

- Влияние античности на средневековую культуру, основные черты средневековой культуры, основные достижения материальной и духовной культуры Средневековья; - Сущность культуры Возрождения, значение культуры Возрождения для развития мировой культуры, сущность и причины Реформации, последствия Контрреформации для развития новоевропейской культуры

- Основные тенденции развития новоевропейской культуры, основные достижения новоевропейской художественной культуры, достижения новоевропейской культуры в науке и технике.

- Основные особенности и черты культуры ХХ века, глобальные проблемы современности, футурологические концепции развития человечества, достижения и проблемы культуры к началу XXI в, роль техники в развитии культуры.

Литература

Основная литература

1. Культурология: уч. пособие для ВУЗов / Под ред. проф. А.А.Радугина. – М., 2000

2. Культурология. Теория культуры. Уч. пособие Е.В.Мареева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Экзамен, 2002

3. Культурология. История мировой литературы: учебник для ВУЗов / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Юнити, 2002

4. Культурология. Учебн.пособие для студент. высш. учебн.завед. – Ростов –на –дону: Феникс, 1995.

5. Культурология в вопросах и ответах. Учеб.пособие. – Ростов – на Дону: Фенікс, 1997.

6. Культурология: уч. Пособие / Под ред. П. С. Гуревич — М.: Гардарики, 1999.

Дополнительная литература

Тема: Культура Древнего мира.

1. Древние цивилизации. М: Наука, 1989. – 350с. с.5-17, 23-45, 180-206

2. Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1980.

Тема: «Мир античной культуры».

1. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,1990.

3. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Тема: «Средневековая модель мира».

1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

3. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1992.

Тема: Возрождение и Реформация.

1. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

2. Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и Реформация.М., 1988.

3. Рутенберг В. И. Титаны Высокого Возрождения. СПб., 1991.

Тема: Культура нового времени

1. Ильина Т. В. История искусств: западноевропейское искусство.М., 1993.

2. Кирсанов В. С. Научная революция XVII в. М., 1987.

3. Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.

4. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Тема: Современная западная культура

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993..

2. Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени.М., 1997.

3. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М., 1994.

4. Зайцев Г. Б. Искусство ХХ века: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1993.

5. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Интернет ресурсы

• https://ethnopsyhology.narod.ru/study/culture/Index.htm

• https://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/cult/cult.html

• https://yankos.chat.ru/gum.html

• https://kulturolog.narod.ru/frame.htm

• https://www.philosophy.ru/library/catalog.html.

Тема: Культура Древнего Египта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: