Саморазвитию личности

Обучение техническому творчеству и творческому

Психология проектно-конструкторской деятельности

Метод проектов - совокупность педагогических приемов и операций, осуще­ствляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно зна­чимой деятельности с целью активизации познавательных интере­сов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобрете­ние опыта практического решения самостоятельно поставленных задач [5].

Независимо от типа учебного проекта и в соответствии с алго­ритмом проектной деятельности, этапы выполнения проекта можно представить в виде такой последовательности действий [5].

Поисковый этап.

1. Поиск и анализ проблемы.

2. Выбор темы проекта.

3. Планирование проектной деятельности по этапам.

4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

Конструкторский этап.

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

1.1. Исследование вариантов конструкции с учетом требова­ний дизайна.

1.2. Выбор технологии изготовления.

1.3. Экономическая оценка.

1.4. Экологическая экспертиза.

2. Защита предлагаемого решения.

2.1. Обоснование предлагаемого решения.

2.2. Обоснование разработанной конструкции (модели, ре­цепта и т.п.).

3. Составление конструкторской документации.

Технологический этап.

1. Подготовка технологической документации.

2. Составление плана практической реализации проекта, под­бор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

3. Отработка навыков выполнения запланированных техноло­гических операций.

4. Выполнение запланированных технологических операций,

Текущий контроль качества.

Аналитический этап.

1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проек­тирования.

4. Выбор способа презентации выполненной работы.

5. Подготовка и проведение презентации выполненной работы.

6. Оценка презентации.

Успех учебного проектирования во многом зависит от уровня методического и материального обеспечения учебного процесса.

В.И. Андреевым открыт фундаментальный за­кон фазового перехода развития в творческое саморазвитие лич­ности [1]. Развитие лично­сти, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, на определенном этапе жизнедеятельности в процессе позитивных количественных и качественных изменений может на определенной стадии переходить в фазу осознаваемой, целенаправ­ленной, преимущественно внутренне детерминированной деятельнос­ти, и трансформируется в творческое саморазвитие личности.

Творческое саморазвитие, будучи слож­ным многомерным явлением, имеет пять базовых системообразующих ком­понентов: самопознание, творческая самореализация, само­управление, самоусовершенствование и творческое саморазвитие [1]. Все они выступают как специфические виды человеческой дея­тельности, которым можно и необходимо целенаправленно обу­чать. Основополагающие принципы перехода лично­сти учащегося к творческому саморазвитию и перечислены фак­торы и условия, способствующие этому переходу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: