Обучение техническому творчеству и творческому
Психология проектно-конструкторской деятельности
Метод проектов - совокупность педагогических приемов и операций, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач [5].
Независимо от типа учебного проекта и в соответствии с алгоритмом проектной деятельности, этапы выполнения проекта можно представить в виде такой последовательности действий [5].
Поисковый этап.
1. Поиск и анализ проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Планирование проектной деятельности по этапам.
4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Конструкторский этап.
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1. Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
|
|
1.2. Выбор технологии изготовления.
1.3. Экономическая оценка.
1.4. Экологическая экспертиза.
2. Защита предлагаемого решения.
2.1. Обоснование предлагаемого решения.
2.2. Обоснование разработанной конструкции (модели, рецепта и т.п.).
3. Составление конструкторской документации.
Технологический этап.
1. Подготовка технологической документации.
2. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
3. Отработка навыков выполнения запланированных технологических операций.
4. Выполнение запланированных технологических операций,
Текущий контроль качества.
Аналитический этап.
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.
4. Выбор способа презентации выполненной работы.
5. Подготовка и проведение презентации выполненной работы.
6. Оценка презентации.
Успех учебного проектирования во многом зависит от уровня методического и материального обеспечения учебного процесса.
В.И. Андреевым открыт фундаментальный закон фазового перехода развития в творческое саморазвитие личности [1]. Развитие личности, будучи детерминировано внешними и внутренними факторами и условиями, на определенном этапе жизнедеятельности в процессе позитивных количественных и качественных изменений может на определенной стадии переходить в фазу осознаваемой, целенаправленной, преимущественно внутренне детерминированной деятельности, и трансформируется в творческое саморазвитие личности.
|
|
Творческое саморазвитие, будучи сложным многомерным явлением, имеет пять базовых системообразующих компонентов: самопознание, творческая самореализация, самоуправление, самоусовершенствование и творческое саморазвитие [1]. Все они выступают как специфические виды человеческой деятельности, которым можно и необходимо целенаправленно обучать. Основополагающие принципы перехода личности учащегося к творческому саморазвитию и перечислены факторы и условия, способствующие этому переходу.