Возрождение.
Началось в Ит.
Папская обл. – во главе папа, кот-й совмещал ф-и дух. владыки и светского гос-ва. То же самое м. сказать и о нек. епископствах на этой тер-и. В этих усл. ур-нь полит., эк., соц. орг-и Центр. Италии был оч. высок. В др. областях – деревня и сельское хоз-во, а в Сев. и Центр. Италии деревня быстро подчиняется городу, нет жёсткой оппозиции. Городское пр-во – широкий размах: разные формы ремёсел, торговля, фин. дело (банки) – первые фин. макросхемы, первые фин. институты. Это ориентировано и на внеш. рынок. Ит. города в торг.-пром. и культ. отн-и открыты внеш. миру. На внеш. торговле выстраивается их эк. баланс.
Соц-полит.: ведущие полит. позиции у знати (нобилитета) и верхушке пополанства (3-го сословия). Ср. слои пополанства и низы проявляли мощную соц. активность. В Ит. не сущ-ло жёстких сосл. перегородок. Соц. стр-ра была оч. мобильна. Ч-к мог благодаря своему состоянию и энергии перейти в др. сословие, купив титул. Часто и титулы не нужны – только для внеш. авторитета. Уважение – за состояние, а не титул.
|
|
В руках ит. купечества к 14 в. – внушит. богатства, кот-е они тратили не только на дело, но и на досуг, искусство – строительство, праздники, библиотеки. Эти инициативы обусловили спрос на архитекторов, художников, музыкантов, квалифицированных учителей и т.д. Это повлекло развитие культуры и искусства, особенно светской, кот-я дополняла церк. культуру. На фоне проснувшегося интереса к искусству началась новая эпоха – эпоха Возрождения.
Возрождение – дух. обновление после тысячелетнего упадка (так воспринимали современники). Гуманисты крайне негативно относились к Ср. векам. Сам термин «Ср. века» (Флавио Бьондо) – в это время – негативный – бесполезный и ничего не давший период. В античности – идеал, золотой век. А что было в Ср. века – надо забыть. Возрождение именно античности.
Творцы новой эпохи – разные: и 3 сословие и элита. Основа – гуманизм – светско-рационалистическое мировоззрение, хотя многие гуманисты не находились к Церкви как к мист.организму, но не как к земной организации. В центре культуры Возрождения и гуманист. мысли стоит человек. Появилась идея, что возможности человека – дух.и матер. – в этом мире безграничны, т.к. человек – образ и подобие Божие. Гуманисты поставили человека в центр мира, теоцентричная модель мира Ср. веков меняется на антропоцентр. Бог остался побоку. А.Ф. Лосев ввёл понятие «человек-титан», понятие «титанизма». Лиц. сторона – прекрасные образцы искусства, поэзии, лит-ры, живописи, архитектуры, скульптуры, шедевры полит. мысли. Др. сторона – чудовищная пропасть злодеяний тех же людей, кот-е составляли цвет эпохи. Мемуары Бенвенуто Челини (скульптор и ювелир) «Жизнь Бенвенуто Челини, описанная им самим»: днём творил прекрасное, ночью со шпагой затеяв драку, убить пару-тройку человек за ночь – чтобы размять кости после труд.дня. Семья Борджиа – Чезаре (2 или 3 университета, полководец, политик, но масса пороков).
|
|
Большой урон КЦ. Время «ренессансных пап», когда папы ведут образ ж., ничем не отличающийся от ж. светских государей. Римское дух. чиновничество не скрывает даже таких вещей как наличие «супруги» и детей, кот-х они назначали на важные посты. Реформация в Германии и др. странах была вызвана этим в т.ч.
Осн. вехи. Отд. эл-ты гуманист. мысли, протогуманист – уже в творчестве Данте (к. 13 в. – Божественная комедия: свёл всех сколько-нибудь известных личностей с Др. мира до него в ЗЕ и вывел портрет или психолог. тенденцию их). Он – проторенессанс. А ранний ренессанс уже Петрарка (1304 – 1374 – в Авиньоне при папском дворе, остаток ж. в Италии), Боккаччо и Салютати. Петрарка – серия эпических произведений не на латыни, а на вульгаре – народном ит. языке. Самая известная – Книга песен (отн-я к музе Лауре). Это заложило каноны для дальн. развития лит-ры Ренессанса. Он занимался ещё и собиранием рукописей философского наследия античных авторов, производил их текстолог.обработку – т.е. исследовал античное творчество.
В нач. 14 в. происходит всплеск к изучению др. поэзии и фил-и – начинается расцвет гуманитарных наук. Понятие «хуманитатис» - чел. культуры – в основе построения новой культуры. Постепенно с 7 свободными искусствами начинается преподавание хуманитатис – гуманитарные науки. Люди, кот-е занимаются этими науками – гуманисты (термин утвердился в 19 в., хотя широко употреблялся в это время).
Джованни Боккаччо (1313 – 1375 гг.) – новатор ренессансной новеллы. Он обращается к народной культуре (не свойственно гуманистом). Он создаёт «Декамерон» - разные соц. группы и разные нац-ти. Там много новелл фривольного содержания. Гнев кат. ц., предлагали сжечь. Потом попал в список запрещённых книг (при Реформации). Также Боккаччо исследовал античную мифологию «Генеалогия языческих богов» - попытка систематизировать все известные греч. и римские мифы.
Колючи Салютати – рыцарский род. Получил юр. образование в Болонье, канцлер Флорентийской республики. Программа ренессансной культуры (понимал её как воплощение чел. культуры и мудрости). Он систематизировал комплекс гуманит.наук, разработал свод этих дисциплин: филология, поэтика, история, педагогика, этика и полагал их главными для формирования интеллигентной, высоконравственной личности – позволяют стать именно человеком, как личностью.
На протяжении 14 в. в трудах этих и др. гуманистов заложены основы для позднего гуманист. творчества 15 – нач. 16 вв. – иные напр-я мысли. 1 пол. 15 в. это широкое культурное движение: Флоренция, Милан, Венеция, Болонья, Неаполь – везде свои кружки и школы (гум.). Они оказываются на высоких постах (хорошее образование), складывается прослойка – гуманист. интеллигенция, кот-я становится законодателем мод. Происходит и идейная дифференциация гуманизма.
Одно из ведущих – гражданский гуманизм – преимущественно во Флоренции. Идейные основы: принципы республиканизма, свободы, социального равенства, справедливости, патриотизма, необходимости служения не только себе, но и обществу. 15 в. во Флоренции – удобный материал. Основоположник – Леонардо Бруни (1374 – 1444), ученик Колючи Салютати и стал канцлером Флоренции, после того как тот ушёл на покой. Бруни занимался также и переводами Аристотеля и писал произведения: первые историографии – История флорентийского народа – заложила начала гуманист. историографии. Попытка осмысления исторических событий. Бруни отстаивал идеи республиканизма (см. выше). Эти принципы были зафиксированы в конституции респ. Флоренции. Но между буквой и реальной жизнью – разрыв, поэтому Бруни видел путь в воспитании и образовании граждан – в духе патриотизма, высокой соц. активности и осознании, что личные интересы д.б. согласованы с обществ.
|
|
Развитие – в творчестве Матео Пальери, последователя Бруни – из 3 сословия, интеллигенция (из семьи аптекаря, унив-т Флоренции, гуманист. кружки, участие в полит. д-ти). «О гражданской жизни», истор. работа (История Флоренции), публ. речи. Важное место – народу – двигатель обществ. развития, носитель справедливости, поэтому отстаивает принцип, согл. кот-му законы д. отстаивать интересы большинства. Полит. идеал – республика, где власть – в руках ср. прослойки – гарантия стабильности и последоват.развития. Основа – труд, так и надо воспитывать людей, благодаря ему увел-ся благосостояния. Идеал гражданина – тот же.
Аламано Ренучини (венчает 15 в.) – из купеч. Семьи, занимался полит. д-тью, но столкнулся с Флоренцо Медичи и оставил гос. службу. Он отстаивал принципы гражд. гуманизма. В основе – полит. свобода (кот-я была в его время сильно стеснена). В отл. от предшественников – рев. нотки: вооруж. заговор допускал или уход от полит. д-тью.
Др. напр-е – этич. гуманизм. Это Лоренцо Валла (1407 – 1457) – секретарь короля Альфонса Рогонского, а потом – секретарь в Риме при папской курии. Многоч. труды по философии, истории, этике и нек. антицерковные (но не антирелигиозные) сочинения (разоблачил Константинов дар как более позднюю подделку – впервые применил метод филолог. критики – в одной из первых лекций). Пропагандист светской культуры и пытался реабилитировать чувств. сторону чел. природы: не согласен с хр. картиной мира и мировоззрением – практ-ки стоял на пантеист. основании. Бог имманентно присутствует во всём мире, поэтому любовь ко всему естественному означает и любовь к Творца, отсюда этич. концепция Валлы – наслаждения как высшего блага. Он осуждает аскетику, обосновывает законность наслаждения человеком всеми радостями земного бытия.
|
|
Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) – не примыкает ни к одному из магистральных напр-й, сам – отд. напр-е. Он был архитектор, занимался теорией искусств, окончил Болонский университет, был секретарём у кардинала, попал в римскую курию – более 30 лет (секретарь и архитектор). В обл. этики – сочинение по типу Домострой. «О зодчестве» - актуален до сегодн.дня. Басни, аллегории. Его этика основана на творениях класс. ф-фов: Платона, Аристотеля, римских Цицерона и Сенеки. Центр. понятие – гармония всего сущего как непреложного закона бытия, все сферы бытия проникнуты этой идеей. Он исключал возможность случайности в ж. ч-ка, отрицал понятие судьбы в виде рока. «Человек – сам кузнец своего счастья». «Вирту» - все потенц. силы и добродетели, кот-е есть у ч-ка. Лучше всего раскрыть вирту м. в гражданской жизни – здесь много возможностей. 2-я базовая ценность – семья – от обществ. д-ти м. отказаться ради семьи. Это неприемлемо для гражд. гуманизма.
Флорентийский неоплатонизм – 2-я пол. 15 в. в рамках д-ти Платоновской Академии (лит-фил. Центр во Флоренции во главе с Марсилио Фичино). Фичино занимался переводами Платона и неоплатоников. У него и последователей было представление, что в космосе есть некое движущее начало, душа мира, к кот-й причастна и душа ч-ка, эта причастность позволяет ч-ку охватить практ-ки все ступени познания: от низшей материи до высшей. Ч-к – микрокосм, практ-ки всё повторяющий, что происходит в макрокосме. М. через самопознание познать окр. мир. Но это не идеал монаха-отшельника. Идеал – углубление в себя и творческие усилия. Фичино призывал не особенно ориентироваться на внешние проявления удовольствий, а как эпикурейцы – к интеллект. соверш-ву и душевному комфорту. Мн. неоплатоники стали заниматься отраслями магии (т.к. ч-к – микрокосм) – Пико дела Мирандола (иуд. каббала).
Но это единое гуманист. направление: природа человека – гармоническое единство духовного и телесного начал, ч-к в центре мироздания, возм-ти его безграничны, отн-е к труду как к одной из высших ценностей, не знатное происхождение, а личные достоинства обеспечивают уважение к нему. В эк. этике – основы капитализма (оправдывали накопительство: богатство приносит пользу обществу). Бедность не есть атрибут нравств. ж. – это свид-во, что ч-к не желает трудиться. Пантеистически окрашенная фил-я. Гуманисты в противостоянии ц. заложили основы буд. реформации.
Лекция за 18.04.08