Лекция за 11.04.08

Возрождение.

Началось в Ит.

Папская обл. – во главе папа, кот-й совмещал ф-и дух. владыки и светского гос-ва. То же самое м. сказать и о нек. епископствах на этой тер-и. В этих усл. ур-нь полит., эк., соц. орг-и Центр. Италии был оч. высок. В др. областях – деревня и сельское хоз-во, а в Сев. и Центр. Италии деревня быстро подчиняется городу, нет жёсткой оппозиции. Городское пр-во – широкий размах: разные формы ремёсел, торговля, фин. дело (банки) – первые фин. макросхемы, первые фин. институты. Это ориентировано и на внеш. рынок. Ит. города в торг.-пром. и культ. отн-и открыты внеш. миру. На внеш. торговле выстраивается их эк. баланс.

Соц-полит.: ведущие полит. позиции у знати (нобилитета) и верхушке пополанства (3-го сословия). Ср. слои пополанства и низы проявляли мощную соц. активность. В Ит. не сущ-ло жёстких сосл. перегородок. Соц. стр-ра была оч. мобильна. Ч-к мог благодаря своему состоянию и энергии перейти в др. сословие, купив титул. Часто и титулы не нужны – только для внеш. авторитета. Уважение – за состояние, а не титул.

В руках ит. купечества к 14 в. – внушит. богатства, кот-е они тратили не только на дело, но и на досуг, искусство – строительство, праздники, библиотеки. Эти инициативы обусловили спрос на архитекторов, художников, музыкантов, квалифицированных учителей и т.д. Это повлекло развитие культуры и искусства, особенно светской, кот-я дополняла церк. культуру. На фоне проснувшегося интереса к искусству началась новая эпоха – эпоха Возрождения.

Возрождение – дух. обновление после тысячелетнего упадка (так воспринимали современники). Гуманисты крайне негативно относились к Ср. векам. Сам термин «Ср. века» (Флавио Бьондо) – в это время – негативный – бесполезный и ничего не давший период. В античности – идеал, золотой век. А что было в Ср. века – надо забыть. Возрождение именно античности.

Творцы новой эпохи – разные: и 3 сословие и элита. Основа – гуманизм – светско-рационалистическое мировоззрение, хотя многие гуманисты не находились к Церкви как к мист.организму, но не как к земной организации. В центре культуры Возрождения и гуманист. мысли стоит человек. Появилась идея, что возможности человека – дух.и матер. – в этом мире безграничны, т.к. человек – образ и подобие Божие. Гуманисты поставили человека в центр мира, теоцентричная модель мира Ср. веков меняется на антропоцентр. Бог остался побоку. А.Ф. Лосев ввёл понятие «человек-титан», понятие «титанизма». Лиц. сторона – прекрасные образцы искусства, поэзии, лит-ры, живописи, архитектуры, скульптуры, шедевры полит. мысли. Др. сторона – чудовищная пропасть злодеяний тех же людей, кот-е составляли цвет эпохи. Мемуары Бенвенуто Челини (скульптор и ювелир) «Жизнь Бенвенуто Челини, описанная им самим»: днём творил прекрасное, ночью со шпагой затеяв драку, убить пару-тройку человек за ночь – чтобы размять кости после труд.дня. Семья Борджиа – Чезаре (2 или 3 университета, полководец, политик, но масса пороков).

Большой урон КЦ. Время «ренессансных пап», когда папы ведут образ ж., ничем не отличающийся от ж. светских государей. Римское дух. чиновничество не скрывает даже таких вещей как наличие «супруги» и детей, кот-х они назначали на важные посты. Реформация в Германии и др. странах была вызвана этим в т.ч.

Осн. вехи. Отд. эл-ты гуманист. мысли, протогуманист – уже в творчестве Данте (к. 13 в. – Божественная комедия: свёл всех сколько-нибудь известных личностей с Др. мира до него в ЗЕ и вывел портрет или психолог. тенденцию их). Он – проторенессанс. А ранний ренессанс уже Петрарка (1304 – 1374 – в Авиньоне при папском дворе, остаток ж. в Италии), Боккаччо и Салютати. Петрарка – серия эпических произведений не на латыни, а на вульгаре – народном ит. языке. Самая известная – Книга песен (отн-я к музе Лауре). Это заложило каноны для дальн. развития лит-ры Ренессанса. Он занимался ещё и собиранием рукописей философского наследия античных авторов, производил их текстолог.обработку – т.е. исследовал античное творчество.

В нач. 14 в. происходит всплеск к изучению др. поэзии и фил-и – начинается расцвет гуманитарных наук. Понятие «хуманитатис» - чел. культуры – в основе построения новой культуры. Постепенно с 7 свободными искусствами начинается преподавание хуманитатис – гуманитарные науки. Люди, кот-е занимаются этими науками – гуманисты (термин утвердился в 19 в., хотя широко употреблялся в это время).

Джованни Боккаччо (1313 – 1375 гг.) – новатор ренессансной новеллы. Он обращается к народной культуре (не свойственно гуманистом). Он создаёт «Декамерон» - разные соц. группы и разные нац-ти. Там много новелл фривольного содержания. Гнев кат. ц., предлагали сжечь. Потом попал в список запрещённых книг (при Реформации). Также Боккаччо исследовал античную мифологию «Генеалогия языческих богов» - попытка систематизировать все известные греч. и римские мифы.

Колючи Салютати – рыцарский род. Получил юр. образование в Болонье, канцлер Флорентийской республики. Программа ренессансной культуры (понимал её как воплощение чел. культуры и мудрости). Он систематизировал комплекс гуманит.наук, разработал свод этих дисциплин: филология, поэтика, история, педагогика, этика и полагал их главными для формирования интеллигентной, высоконравственной личности – позволяют стать именно человеком, как личностью.

На протяжении 14 в. в трудах этих и др. гуманистов заложены основы для позднего гуманист. творчества 15 – нач. 16 вв. – иные напр-я мысли. 1 пол. 15 в. это широкое культурное движение: Флоренция, Милан, Венеция, Болонья, Неаполь – везде свои кружки и школы (гум.). Они оказываются на высоких постах (хорошее образование), складывается прослойка – гуманист. интеллигенция, кот-я становится законодателем мод. Происходит и идейная дифференциация гуманизма.

Одно из ведущих – гражданский гуманизм – преимущественно во Флоренции. Идейные основы: принципы республиканизма, свободы, социального равенства, справедливости, патриотизма, необходимости служения не только себе, но и обществу. 15 в. во Флоренции – удобный материал. Основоположник – Леонардо Бруни (1374 – 1444), ученик Колючи Салютати и стал канцлером Флоренции, после того как тот ушёл на покой. Бруни занимался также и переводами Аристотеля и писал произведения: первые историографии – История флорентийского народа – заложила начала гуманист. историографии. Попытка осмысления исторических событий. Бруни отстаивал идеи республиканизма (см. выше). Эти принципы были зафиксированы в конституции респ. Флоренции. Но между буквой и реальной жизнью – разрыв, поэтому Бруни видел путь в воспитании и образовании граждан – в духе патриотизма, высокой соц. активности и осознании, что личные интересы д.б. согласованы с обществ.

Развитие – в творчестве Матео Пальери, последователя Бруни – из 3 сословия, интеллигенция (из семьи аптекаря, унив-т Флоренции, гуманист. кружки, участие в полит. д-ти). «О гражданской жизни», истор. работа (История Флоренции), публ. речи. Важное место – народу – двигатель обществ. развития, носитель справедливости, поэтому отстаивает принцип, согл. кот-му законы д. отстаивать интересы большинства. Полит. идеал – республика, где власть – в руках ср. прослойки – гарантия стабильности и последоват.развития. Основа – труд, так и надо воспитывать людей, благодаря ему увел-ся благосостояния. Идеал гражданина – тот же.

Аламано Ренучини (венчает 15 в.) – из купеч. Семьи, занимался полит. д-тью, но столкнулся с Флоренцо Медичи и оставил гос. службу. Он отстаивал принципы гражд. гуманизма. В основе – полит. свобода (кот-я была в его время сильно стеснена). В отл. от предшественников – рев. нотки: вооруж. заговор допускал или уход от полит. д-тью.

Др. напр-е – этич. гуманизм. Это Лоренцо Валла (1407 – 1457) – секретарь короля Альфонса Рогонского, а потом – секретарь в Риме при папской курии. Многоч. труды по философии, истории, этике и нек. антицерковные (но не антирелигиозные) сочинения (разоблачил Константинов дар как более позднюю подделку – впервые применил метод филолог. критики – в одной из первых лекций). Пропагандист светской культуры и пытался реабилитировать чувств. сторону чел. природы: не согласен с хр. картиной мира и мировоззрением – практ-ки стоял на пантеист. основании. Бог имманентно присутствует во всём мире, поэтому любовь ко всему естественному означает и любовь к Творца, отсюда этич. концепция Валлы – наслаждения как высшего блага. Он осуждает аскетику, обосновывает законность наслаждения человеком всеми радостями земного бытия.

Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) – не примыкает ни к одному из магистральных напр-й, сам – отд. напр-е. Он был архитектор, занимался теорией искусств, окончил Болонский университет, был секретарём у кардинала, попал в римскую курию – более 30 лет (секретарь и архитектор). В обл. этики – сочинение по типу Домострой. «О зодчестве» - актуален до сегодн.дня. Басни, аллегории. Его этика основана на творениях класс. ф-фов: Платона, Аристотеля, римских Цицерона и Сенеки. Центр. понятие – гармония всего сущего как непреложного закона бытия, все сферы бытия проникнуты этой идеей. Он исключал возможность случайности в ж. ч-ка, отрицал понятие судьбы в виде рока. «Человек – сам кузнец своего счастья». «Вирту» - все потенц. силы и добродетели, кот-е есть у ч-ка. Лучше всего раскрыть вирту м. в гражданской жизни – здесь много возможностей. 2-я базовая ценность – семья – от обществ. д-ти м. отказаться ради семьи. Это неприемлемо для гражд. гуманизма.

Флорентийский неоплатонизм – 2-я пол. 15 в. в рамках д-ти Платоновской Академии (лит-фил. Центр во Флоренции во главе с Марсилио Фичино). Фичино занимался переводами Платона и неоплатоников. У него и последователей было представление, что в космосе есть некое движущее начало, душа мира, к кот-й причастна и душа ч-ка, эта причастность позволяет ч-ку охватить практ-ки все ступени познания: от низшей материи до высшей. Ч-к – микрокосм, практ-ки всё повторяющий, что происходит в макрокосме. М. через самопознание познать окр. мир. Но это не идеал монаха-отшельника. Идеал – углубление в себя и творческие усилия. Фичино призывал не особенно ориентироваться на внешние проявления удовольствий, а как эпикурейцы – к интеллект. соверш-ву и душевному комфорту. Мн. неоплатоники стали заниматься отраслями магии (т.к. ч-к – микрокосм) – Пико дела Мирандола (иуд. каббала).

Но это единое гуманист. направление: природа человека – гармоническое единство духовного и телесного начал, ч-к в центре мироздания, возм-ти его безграничны, отн-е к труду как к одной из высших ценностей, не знатное происхождение, а личные достоинства обеспечивают уважение к нему. В эк. этике – основы капитализма (оправдывали накопительство: богатство приносит пользу обществу). Бедность не есть атрибут нравств. ж. – это свид-во, что ч-к не желает трудиться. Пантеистически окрашенная фил-я. Гуманисты в противостоянии ц. заложили основы буд. реформации.

Лекция за 18.04.08


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: