Язык включает в себя психический компонент

ЯЗЫК ОТРАЖАЕТ КУЛЬТУРУ НАРОДА

В.Гумбольдт писал и о том, что язык — это часть культуры. По его мнению, язык есть главная деятельность не только человеческого духа, но и национального духа — духа народа, в частности. В понятие национальный "дух народа" у Гумбольдта входит многое: психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература. Он полагал, что "дух народа" и язык его настолько тесно связаны друг с другом, что если существует одно, другое можно вывести из него. Именно Гумбольдт ввел понятие языкового сознания: "Язык в своих взаимозависимых связях есть создание народного языкового сознания".

В концепции психологии народов, или народной психологии, выдвину­той Г.Штейнталем, рассматривается психология народов как "объяснительная" для истории и других наук о человеке и его духовной деятельности. Эти исследования и сделали возможным появление в XX ве­ке этнолингвистики.

Бодуэн де Куртене полагал, что "как сложное объективно психическое явление язык состоит из многих групп разнородных представлений. 1) Первый элемент — фонации. 2) Второй элемент — психический. 3) Третий элемент — церебрации. Бодуэн писал: "Сущность человеческого языка ис­ключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто психическими законами". По его мнению, только индивидуальный язык имеет реальное бытие, а общий национальный язык, племенной язык представляет собой фикцию, научную абстракцию, гипотетически разно-действующую отдельных индивидуальных языковых мышлений.

По мнению Г.Пауля, все языковые средства хранятся в сфере бессозна­тельного в виде сложнейшего психического образования, состоящего из разнообразных сцеплений представлений. Это обуславливает возможность повторного появления в сознании того, что уже в нем было, а отсюда и возможность понимания или произнесения того, что ранее уже понималось или произносилось. Из этого следует, по его мнению, что ' всякая грамма­тическая категория возникает на основе психологической, кроме того, Пауль полагал, что всякое психическое взаимодействие совершается в нед­рах индивида, поэтому следует признать, что в действительности существу­ет лишь индивидуальная психология и никакая этнопсихология не может быть ей противопоставлена.

В предметном мышлении мы, по Штейнталю, имеем дело с представ­лениями о предметах и явлениях объективного мира. Содержанием пред­ставлений являются не сами предметы в их материи, а некоторая мыслен­ная совокупность познанных признаков этих предметов. Штейнталь писал: "Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении: ор­ганическую механику, психическую механику и подлежащее выражению понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть представ­ление и отображение содержания с помощью психической и органической механики. Мы можем пред ставить себе органическую механику в виде ор­гана, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде компо­зитора". Штейнталь полагая, что в языковом мышлении мы имеем дело с представлениями о представлениях, вычлененных из сферы предметного мышления. Получаемое представление — явление вдвойне субъективное.

Штейнталь считал, что языкознание должно относиться к числу пси­хологических наук, поскольку речь — это духовная деятельность, подобно тому, как к психологическим наукам относится и учение о мышлении и воле, т.е. учение о возникновении мыслей и волевых импульсов. Язык определяется им как "выражение осознанных внутренних, психологиче­ских и духовных движений, состояний и отношений посредством артику­лируемых звуков". Всё его внимание было сосредоточено на индивидуаль­ном акте речи — акте, по его мнению, целиком психическом. Штейнталь полагал, что "даже простые звуки, артикуляции, обусловливаются духов­ным началом; как таковые, они могут быть подвергнуты чисто психологи­ческому наблюдению".

По мнению В.Вундта, речь представляет собой вербализацию невер­бальной мысленной картины и основана не только не ассоциациях как на непроизвольном связывании слов, но и на апперцепции как на произволь­ном внимании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: