ЯЗЫК ОТРАЖАЕТ КУЛЬТУРУ НАРОДА
В.Гумбольдт писал и о том, что язык — это часть культуры. По его мнению, язык есть главная деятельность не только человеческого духа, но и национального духа — духа народа, в частности. В понятие национальный "дух народа" у Гумбольдта входит многое: психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература. Он полагал, что "дух народа" и язык его настолько тесно связаны друг с другом, что если существует одно, другое можно вывести из него. Именно Гумбольдт ввел понятие языкового сознания: "Язык в своих взаимозависимых связях есть создание народного языкового сознания".
В концепции психологии народов, или народной психологии, выдвинутой Г.Штейнталем, рассматривается психология народов как "объяснительная" для истории и других наук о человеке и его духовной деятельности. Эти исследования и сделали возможным появление в XX веке этнолингвистики.
Бодуэн де Куртене полагал, что "как сложное объективно психическое явление язык состоит из многих групп разнородных представлений. 1) Первый элемент — фонации. 2) Второй элемент — психический. 3) Третий элемент — церебрации. Бодуэн писал: "Сущность человеческого языка исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто психическими законами". По его мнению, только индивидуальный язык имеет реальное бытие, а общий национальный язык, племенной язык представляет собой фикцию, научную абстракцию, гипотетически разно-действующую отдельных индивидуальных языковых мышлений.
|
|
По мнению Г.Пауля, все языковые средства хранятся в сфере бессознательного в виде сложнейшего психического образования, состоящего из разнообразных сцеплений представлений. Это обуславливает возможность повторного появления в сознании того, что уже в нем было, а отсюда и возможность понимания или произнесения того, что ранее уже понималось или произносилось. Из этого следует, по его мнению, что ' всякая грамматическая категория возникает на основе психологической, кроме того, Пауль полагал, что всякое психическое взаимодействие совершается в недрах индивида, поэтому следует признать, что в действительности существует лишь индивидуальная психология и никакая этнопсихология не может быть ей противопоставлена.
В предметном мышлении мы, по Штейнталю, имеем дело с представлениями о предметах и явлениях объективного мира. Содержанием представлений являются не сами предметы в их материи, а некоторая мысленная совокупность познанных признаков этих предметов. Штейнталь писал: "Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении: органическую механику, психическую механику и подлежащее выражению понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики. Мы можем пред ставить себе органическую механику в виде органа, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде композитора". Штейнталь полагая, что в языковом мышлении мы имеем дело с представлениями о представлениях, вычлененных из сферы предметного мышления. Получаемое представление — явление вдвойне субъективное.
|
|
Штейнталь считал, что языкознание должно относиться к числу психологических наук, поскольку речь — это духовная деятельность, подобно тому, как к психологическим наукам относится и учение о мышлении и воле, т.е. учение о возникновении мыслей и волевых импульсов. Язык определяется им как "выражение осознанных внутренних, психологических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулируемых звуков". Всё его внимание было сосредоточено на индивидуальном акте речи — акте, по его мнению, целиком психическом. Штейнталь полагал, что "даже простые звуки, артикуляции, обусловливаются духовным началом; как таковые, они могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению".
По мнению В.Вундта, речь представляет собой вербализацию невербальной мысленной картины и основана не только не ассоциациях как на непроизвольном связывании слов, но и на апперцепции как на произвольном внимании.