Словотворчество

ОШИБКИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ

В речи детей существуют ошибки, которые настолько распространены и закономерно повторяются у всех правильно развивающихся детей (*зажгал свет — вместо зажёг свет)..

В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка. Например, все русские дети в определенном возрасте говорят *вставаю, *лизаю, *жеваю. Такие формы не изобретены ребенком — он постоянно слышит ло­маю, ломаешь, засыпаю, засыпаешь, хватаю, хватаешь, разрешаю и ему проще использовать одну стандартную форму глагола. Иногда такое подра­жание происходит по образцу только что услышанной формы глагола:

(2) — Игорек, вставай, я тебя давно бужу.

Нет, я еще *поспу, — отвечает трехлетний мальчик.

Наличие ошибок не подтверждает теорию, согласно которой говорящий действует по модели стимул — реакция. Ребенок может долгое время гово­рить правильно, а затем вдруг начинает образовывать слова неправильно, но по распространенной модели. Это явление называется свехгенерализаци

— распространение нового правила на старый 'языковой материал, подчи­
няющийся другим правилам. Так, ребенок говорит: *шёла вместо шла;
*пени
вместо пни; два *салазка, одна *де.ньга.

Среди других наиболее типичных ошибок русских детей также сле­дующие:

Употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на "-а"). Я попила чай, Я пошла — говорят и мальчики.

Изменение имен существительных по падежам:

(3) — Возьмем все *стулы и. сделаем поезд, — предлагает один малыш дру-

гому. — Нет, — возражает тот, — здесь мало *стулов.

Образование творительного падежа путем присоединения к корню су­ществительного окончания -ом независимо от рода существительного: *иголком, *кошком, *лошком.

Ругулярны ошибки в родовых окончаниях имен существительных: "'лошадиха < лошадь; *коров < бык; *людъ < человек; *кош < кот.

Встречается образование сравнительной степени имен прилагательных от наречий и имен существительных: ^хорошее, *плохее, *высокее, *короткее, *соснее (по примеру общепринятых форм: длиннее, смешнее, ве­сомее).

Ошибки, особенно типичные, нужно обязательно поправлять.

Первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного слово­творчества. Выделяются несколько принципов, по которым дети образуют новые слова: а) часто какого-нибудь слова используется как целое слово (слова-осколки): пах (запах); прыг (прыжок), б) Присоединение к корню слова "чужого' окончания — тоже очень распространенный способ создания ребенком новых слов типа пургинки (снежинки), правдун (говорящий прав­ду), пахнота (запах), в) Одно слово составляется из двух ("синтетические слова"). При создании "синтетических слов" происходит сцепление тех, частей слова, которые звучат сходно: *вкуски = вкусные + куски; *колоток=молоток+ колотить;

-улиционер = улица + милиционер.

Итак, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Когда дети достигают примерно пятилетнего воз­раста, их словотворчество начинает угасать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: