Пошаговость восприятия

ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА

ЗАТЕКСТ - ТЕКСТ - ПОДТЕКСТ

Отражение в тексте действительности предполагает наличие в нем за-текста — фрагмента действительности, описываемого в тексте. Затекст при­сутствует тут неявно — как отсылка к реальным событиям или явлениям. Целью текста является описание затекста в том ракурсе, в каком он видит­ся его автору.

Подтекст — это скрытая информация, извлекаемая из текста благодаря ассоциативности его единиц и их способности к приращиванию смыслов. Научная литература подтекстом, как правило, не обладает, поскольку она требует определенности в выражении мысли и полноты аргументов. Под­текст в художественном тексте основан на его принципиальной невозмож­ности включить в себя в полной мере личностное отношение автора ко всем описываемым аспектам действительности. Художественный текст достаточ­но часто лишь намекает и отсылает к тем или иным оценкам. Подтекст может быть и не опознан читателем в том случае, если он не опознает имеющиеся в тексте сигналы как отсылающие к неявным оценкам автора.

Восприятие текста гораздо сложнее восприятия одиночного высказы­вания. При восприятии текста он монтируется в сознании читателя из по­следовательно сменяемых друг друга отрезков, относительно законченных в смысловом отношении. Затем происходит сопоставление элементов текста, после чего возможна перестройка их первоначального соотношения в про­цессе осознания структуры содержания текста как целого (так, при чтении детектива читатель может переосмыслить первоначальные представления о роли персонажей в описанных событиях). Параллельно происходит осозна­ние некоторого общего смысла (концепта) текста, который в значительной степени формируется в процессе опознания его возможного подтекста.

При понимании речи реципиенту необходимо объединить несколько предложений в одно смысловое целое. Пошаговость восприятия языкового материала предполагает как последовательную обработку поступающей ин­формации, так и интеграцию смысла текста.

(1) Чёрные, живые глаза пристально смотрели с полотна,

(2) Казалось, сейчас разомкнутся губы, и с них слетит весёлая шутка, уже играющая на открытом, и приветливом лице.

(3) Кто автор этой, замечательной картины?

(4) Прикрепленная к позолоченной раме табличка свидетельствовала, что портрет Чингиннато Варуцци написан Карлом Брюлловым

В этом тексте между первыми тремя предложениями настолько глубо­кие скважины, что не так легко связать их по смыслу. И только в предло­жении (4) указано всё необходимое для того, чтобы связать вместе все 4 предложения. Но предложение (4), отдельно взятое, тоже малопонятно. В то же время, это один достаточно понятный и целостный текст. Возникает текстовый смысл — интеграция лексических значений смежных предложе­ний текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: