ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
ЗАТЕКСТ - ТЕКСТ - ПОДТЕКСТ
Отражение в тексте действительности предполагает наличие в нем за-текста — фрагмента действительности, описываемого в тексте. Затекст присутствует тут неявно — как отсылка к реальным событиям или явлениям. Целью текста является описание затекста в том ракурсе, в каком он видится его автору.
Подтекст — это скрытая информация, извлекаемая из текста благодаря ассоциативности его единиц и их способности к приращиванию смыслов. Научная литература подтекстом, как правило, не обладает, поскольку она требует определенности в выражении мысли и полноты аргументов. Подтекст в художественном тексте основан на его принципиальной невозможности включить в себя в полной мере личностное отношение автора ко всем описываемым аспектам действительности. Художественный текст достаточно часто лишь намекает и отсылает к тем или иным оценкам. Подтекст может быть и не опознан читателем в том случае, если он не опознает имеющиеся в тексте сигналы как отсылающие к неявным оценкам автора.
|
|
Восприятие текста гораздо сложнее восприятия одиночного высказывания. При восприятии текста он монтируется в сознании читателя из последовательно сменяемых друг друга отрезков, относительно законченных в смысловом отношении. Затем происходит сопоставление элементов текста, после чего возможна перестройка их первоначального соотношения в процессе осознания структуры содержания текста как целого (так, при чтении детектива читатель может переосмыслить первоначальные представления о роли персонажей в описанных событиях). Параллельно происходит осознание некоторого общего смысла (концепта) текста, который в значительной степени формируется в процессе опознания его возможного подтекста.
При понимании речи реципиенту необходимо объединить несколько предложений в одно смысловое целое. Пошаговость восприятия языкового материала предполагает как последовательную обработку поступающей информации, так и интеграцию смысла текста.
(1) Чёрные, живые глаза пристально смотрели с полотна,
(2) Казалось, сейчас разомкнутся губы, и с них слетит весёлая шутка, уже играющая на открытом, и приветливом лице.
(3) Кто автор этой, замечательной картины?
(4) Прикрепленная к позолоченной раме табличка свидетельствовала, что портрет Чингиннато Варуцци написан Карлом Брюлловым
В этом тексте между первыми тремя предложениями настолько глубокие скважины, что не так легко связать их по смыслу. И только в предложении (4) указано всё необходимое для того, чтобы связать вместе все 4 предложения. Но предложение (4), отдельно взятое, тоже малопонятно. В то же время, это один достаточно понятный и целостный текст. Возникает текстовый смысл — интеграция лексических значений смежных предложений текста.