Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
Литература
1. Огражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 45. – Ст. 4377.
2. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.11.2002 // Рос. газ. – 2002. – 16 ноября.
3. Блинов, А.Б. ГражданствоРоссии: проблемы и перспективы / А.Б. Блинов // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – № 4. – С. 13-17.
4. Миронов, Л.В. Восстановление в гражданствеРоссийской Федерации (на основе практики консульского отдела Посольства РФ в Украине) / Л.В. Миронов // Журнал российского права. – 2001. – № 2. – С. 27.
5. Рачков, И.В. Правовая регламентация гражданства Европейского Союза / И.В. Рачков // Право и жизнь. – 1998. – № 15. –
С. 16-21.
6. Смирнова, Е.С. Россия и европейскиестандарты института гражданства в начале XXI века / Е.С. Смирнова // Государство и право. – 2002. – № 2. – С. 12.
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Конституция РФ закрепляет только базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. о гражданстве), принятом взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.
Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.
Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:
1. Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике, является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека: гражданства Российской Федерации и соответствующей республики.
2. Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т.п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот); заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).
3. Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.
4. Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т.п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.
5. Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.
6. Конституционная обязанность – установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его конституции необходимость для гражданина действовать, вести себя определенным образом и нести ответственность за свое неправомерное поведение.
Конституционные обязанности – это только часть всех тех обязанностей, которые государство возлагает на человека, большая часть обязанностей закрепляется отраслевым законодательством: трудовым, гражданским, семейным, экологическим и т.д. Ряд обязанностей, как и прав, вытекает из принадлежности лица к гражданству, бремя несения обязанностей в равной мере распространяется на всех граждан. Это обязанности по защите Отечества, военной (либо альтернативной гражданской) службе. Большая часть обязанностей распространяется не только на российских граждан, но и на другие категории лиц, проживающих на территории РФ (на иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и т.д.).
Исполнение обязанностей поддерживается авторитетом власти и может быть обеспечено различными средствами: от убеждения и воспитания чувства гражданского долга до принуждения в отношении тех, кто уклоняется от несения установленных государством обязанностей. Правовой статус человека и гражданина означает, что вего реализации и охране участвуют два основных субъекта: личность (человек и гражданин) и государство, действующее через свои органы. Правам и свободам лица соответствуют обязанности государства по созданию условий для пользования правами и свободами; обязанностям лица соответствует право государства требовать их исполнения.
Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие:
- социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов (отсюда качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
- политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
- юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.