В качестве объекта правопреемства Венская конвенция 1983 года определяет только «гос-
ударственную собственность». Режим правопреемства не распространяется на права и обя-
зательства физических и юридических лиц. Под государственной собственностью государ-
ства-предшественника Конвенция понимает имущество, права и интересы, которые на мо-
мент правопреемства принадлежали согласно внутреннему праву государства-
предшественника этому государству.
В качестве общего правила переход государственной собственности осуществляется без
компенсации, если иное не договорено заинтересованными государствами или не решено
соответствующим международным органом. Но имеются и особенности в зависимости от
категории правопреемства государств.
Когда государства объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, гос-
ударственная собственность государств-предшественников переходит к государству-
преемнику.
Для более сложных случаев Венская конвенция в качестве основного способа решения
|
|
проблем правопреемства указывает взаимное соглашение и лишь в случае его отсутствия
предлагает свои правила. Согласно положениям Конвенции правовой режим перехода госу-
дарственной собственности основывается на территориальном принципе в сочетании с
принципом справедливости.
Государственный долг определен Венской конвенцией 1983 года как любое финансовое
обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, междуна-
родной организации или любого иного субъекта международного права, возникшего в соот-
ветствии с международным правом.
Если новое государство возникает в результате объединения нескольких государств, госу-
дарственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику. (Ст.39
Венской конвенции 1983 года).
При разделении государства или отделении части территории от государства и образова-
нии на ней государства-преемника, а также когда отделившаяся часть территории объединя-
ется с другим государством, переход государственного долга государства-предшественника
к государству-преемнику регулируется соглашением между вовлеченными в правопреемство
сторонами. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-
предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в част-
ности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с
данным государственным долгом. (Ст.ст.37, 40, 41).
Когда государство-преемник является новым независимым государством (возникшим в
|
|
процессе деколонизации, в результате реализации права на самоопределение), то долговые
обязательства государства-предшественника не переходят к государству-преемнику. Ст.38
Венской конвенции предполагает возможность заключения иного договора с учетом связи
между этим государства-предшественника, связанным с его деятельностью на территории,
являющейся объектом правопреемства, и имуществом, правами и интересами, которые пере-
ходят к новому государству. Однако такое соглашение не должно наносить ущерба принци-
пу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурса-
ми, и его осуществление не должно подрывать основ экономического благосостояния нового
независимого государства.
Согласно Венской конвенции 1983 года государственные архивы государства-
предшественника означают совокупность документов любой давности и рода, произведен-
ных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые
на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественнику согласно
его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве
архивов для различных целей.
В качестве общего правила переход архивов не сопровождается компенсацией (ст.23).
Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территории предшественника, но
принадлежат третьему государству, согласно внутреннему праву государства-
предшественника (ст.24).
Конвенция закрепила принцип сохранения целостности государственных архивных фон-
дов (ст.25). При объединении государств архивы переходят к объединенному государству.
Для всех иных случаев установлены практически общие основные правила. Часть архивов
государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-
преемника в интересах нормального управления его территорией, переходит к этому преем-
нику. Переходит также часть архивов, имеющая непосредственное отношение к территории
преемника.
Предшественник обязан предоставить преемнику сведения, касающиеся его права на тер-
риторию, определяющие его границы, а также те, которые необходимы для выяснения смыс-
ла документов из переданного архива.