Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров

Понятие и классификация международных споров.

МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

ТЕМА

Поддержание международного мира и безопасности является важнейшей задачей совре-

менного международного права, что выражается в одном из основополагающих принципов

международного права – принципе мирного разрешения международных споров. Особая зна-

чимость принципа мирного разрешения споров для международного сообщества подтвер-

ждается тем, что он закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих

принципы международного права.

Международный спор – это конкретное расхождение во мнениях субъектов международ-

ного права, касающееся фактов, права или политики, при наличии которого требование или

заявление одной стороны встречаются с отказом, встречным иском или опровергаются дру-

гими сторонами.

Исходя из данного определения, в качестве основных характеристик международного спо-

ра можно выделить следующие:

1) разногласие должно быть конкретным, т.е. оно должно иметь вполне определенное со-

держание;

2) разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг

другу заявлениях сторон спора.

Международный спор необходимо отличать от т.н. «международной ситуации», представ-

ляющей собой разногласие, которое может привести к международным трениям или вызвать

61

спор, но не сопровождающееся явными взаимными претензиями вовлеченных в ситуацию

субъектов. Различие между спором и ситуацией имеет вполне определенное правовое значе-

ние. При рассмотрении международного спора в СБ ООН участвующий в споре член Совета

обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации не обязан. Кроме того,

только международный спор, но не ситуация, может стать предметом рассмотрения в между-

народных судебных инстанциях.

В целях упорядочения данного многообразия споров и выбора наиболее подходящего

средства мирного урегулирования их отдельных видов целесообразно проведение классифи-

кации международных споров по следующим основаниям.

1. Предмет спора. Так, выделяют территориальные споры, юрисдикционные споры, спо-

ры о дипломатической защите, споры в области морского права и т.д..

2. Природа спора. По данному основанию различают а) споры о фактах (об уже произо-

шедших событиях); б) споры о праве (о применении норм или принципов международного

права к конкретной ситуации, а также о справедливости существующих правовых норм и це-

лесообразности их изменения); в) процедурные споры (каким образом и с использованием

каких процедур должны разрешаться споры о фактах или праве).

3. Природа отношений между сторонами спора. Часто бывает сложно определить, суще-

ствует ли спор между сторонами, которые имеют длительные отношения, или между сторо-

нами, которые только время от времени взаимодействуют друг с другом. В то же время ха-

рактерно, что средства мирного разрешения споров, избираемые субъектами, имеющими

длительный положительный опыт отношений, отличаются от средств, избираемых субъекта-

ми, сотрудничавшими редко или нерегулярно.

4. Степень важности спора для сторон. Очевидно, что есть огромная разница, когда одна

из сторон считает разрешение спора в свою пользу жизненно важным для своих националь-

ных интересов, или же она согласна уступить и пойти на компромисс.

5. Влияние спора на интересы других субъектов международного права или на междуна-

родное сообщество в целом. То, что спор может затрагивать интересы других государств или

международных организаций, является весьма важным для выбора средств его урегулирова-

ния. Данное утверждение основывается на положениях Устава ООН, в которых предусматри-

ваются особые процедуры для споров, угрожающих международному миру и безопасности.

6. Характер спора. Нередко проводится различие между так называемыми «правовыми»

или «подлежащими рассмотрению в суде» спорами и «политическими», «неправовыми» или

«не подлежащими рассмотрению в суде» спорами. Суть различия между «правовыми» и «по-

литическими» спорами состоит в том, что некоторые споры имеют специфические черты, ко-

торые делают их, в частности, подходящими или же неподходящими для разрешения посред-

ством использования процедуры судебного или арбитражного разбирательства.

Мирные средства разрешения международных споров – это средства, применяемые субъ-

ектами международного права в целях урегулирования споров между ними в соответствии с

принципом мирного разрешения международных споров.

В статье 33(1) Устава ООН закрепляется перечень средств, с помощью которых реализует-

ся принцип мирного разрешения международных споров. К таким средствам относятся пере-

говоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство,

обращение сторон спора к региональным органам и соглашениям или иным мирным сред-

ствам по своему выбору. Как следует из текста статьи, этот перечень не является исчерпы-

вающим: международному праву известны и другие средства: добрые услуги, консультации и

пр. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН определенными полномочиями в вопросах

урегулирования международных споров обладают СБ ООН и ГА ООН.

Переговоры. Большинство межгосударственных споров разрешаются путем прямых пере-

говоров. Переговоры – наиболее часто используемое средство разрешения споров на между-

народной арене, поскольку часто мирное сосуществование государств и достижение компро-

62

мисса является более важным, чем решение вопроса, какое государство является виновником

конфликта, а какое – жертвой.

Добрые услуги. В широком смысле слова понятие «добрые услуги» означает вступление

государства или международной организации в международный спор с целью установления

контактов между сторонами спора. Добрые услуги оказываются исключительно субъекта-

ми, которые не вовлечены в конфликт. Добрые услуги могут быть предложены третьим госу-

дарством или международной организацией по собственной инициативе или по просьбе од-

ной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг долж-

но быть получено со стороны всех участников спора.

Обследование (установление фактов). Под этим понимается процедура, целью которой

является выяснение подлинности фактов, составляющих сущность международного спора.

Обследование производится специальной комиссией (называемой обычно комиссией по

установлению фактов), которая, как правило, состоит из равного числа представителей сто-

рон. Иногда в комиссию включаются представители третьего государства или должностные

лица международных организаций. В редких случаях обследование поручается одному или

нескольким должностным лицам международной организации.

Примирительная процедура и посредничество. Достаточно сложно провести различие

между примирительной процедурой и посредничеством; их часто используют как равноцен-

ные или взаимозаменяемые. Обе процедуры предусматривают вступление третьей стороны в

спор между государствами с целью участия в его разрешении. Третьей стороной может быть

государство, международная организация или частные лица.

Предложения третьей стороны в обеих процедурах могут быть ограничены процедурными

вопросами, или может предлагаться решение по существу конфликта. Цель этих действий –

сблизить точки зрения сторон и найти приемлемый компромисс. Оба вида урегулирования

выходят за рамки установления фактов и расследования, цель которых – просто непредвзятое

прояснение ряда спорных фактов.

Посредничество. Под ним понимается средство мирного урегулирования спора, при кото-

ром не участвующее в споре государство или международная организация ведет переговоры

со сторонами спора с целью выработки компромиссного решения или общих принципов для

его достижения. В качестве посредников могут выступать одно или несколько государств

или международная организация, которые могут действовать по собственной инициативе или

по просьбе одной или нескольких сторон спора.

В этой сфере нет правил судопроизводства. Процесс состоит из переговоров в присутствии

или с участием посредника, иногда даже под его руководством.

Примирение. Под ним понимается средство мирного разрешения споров, при использова-

нии которого назначаемая сторонами спора комиссия из частных лиц выполняет одновре-

менно функции установления фактов и посредничества. Одна сторона (в обязательной си-

стеме) или все стороны спора могут инициировать примирительную процедуру. Примирение

особенно эффективно при разрешении споров, не подлежащих судебному рассмотрению.

Правила примирительной процедуры являются более формальными, чем при посредниче-

стве, и оговорены либо в соответствующих договорах, либо их формирование оставлено на

усмотрение органов примирения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: