Послепроектная стадия
Учет результатов экологической оценки при принятии решений
Промежуточные и окончательные результаты экологической оценки могут быть использованы разными сторонами, например:
- проектировщиками – при выборе проектных решений, связанных с наименьшими воздействиями на ОС и при планировании мер для смягчения воздействий.
- инициатором – при выборе альтернатив намечаемой деятельности или при принятии решения об отказе от нее.
- кредитно-финансовыми организациями – во время принятия решений о выделении средств на осуществление намечаемой деятельности.
- органами, ответственными за охрану ОС при выдаче разрешений на природопользование и согласовании условий природопользования.
- другими органами государственного надзора и контроля, органами власти и местного самоуправления – при принятии решения о разрешении или лицензировании намечаемой деятельности.
На этой стадии разрабатывают планы экологического менеджмента, где детально описывают, каким образом будут выполняться предложенные мероприятия для смягчения негативных воздействий; разрабатывают программы мониторинга реальных воздействий и сравнение их с предыдущими, что позволяет облегчить не только индивидуальные процедуры экологической оценки, но и систему экологической оценки в целом.
|
|
Основным нормативным документом, который регламентирует принципы и методы проведения экологической экспертизы, является Закон Украины «Про екологічну експертизу» (от 09.02.1995 № 45/95-ВР).
Экологическая экспертиза – это вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, которая базируется на межотраслевых экологических исследованиях, анализе и оценке проектных материалов или объектов, реализация которых может негативно влиять на состояние ОС и здоровье человека.
Цель экологической экспертизы (далее – ЭЭ)– предупреждение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние ОПС и здоровье человека, а также степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.
Основными задачами ЭЭ являются:
1). определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности;
2). организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов ЭЭ;
3). установление соответствия объектов ЭЭ требованиям законодательства, строительных норм и правил;
4). оценка воздействия деятельности объектов ЭЭ на ОПС и качество природных ресурсов;
|
|
5). оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мер относительно ОПС;
6). подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов ЭЭ.
Объектами ЭЭ являются:
1). Проекты законодательных актов и прочих нормативных документов, передпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного воздействия на состояние ОПС;
2). ЭЭ могут подвергаться экологические ситуации, которые возникли в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, которые имеют значительное негативное воздействие ОПС;
3). Военные, оборонные и другие объекты, информация о которых составляет государственную тайну, подлежат экспертизе в соответствии с Законом Украины «Про екологічну експертизу» и специальными законодательными актами Украины.
Субъектами экспертизы являются:
1). Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, его органы на местах и созданные ими специальные организации, эколого-экспертные подразделения;
2). Общественные организации экологического направления;
3). Прочие организации и предприятия, в том числе и иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению ЭЭ;