Центральное место в системе прав человека занимает конституционное право на образование. Оно является естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым правом. Его содержание многогранно. Реализация права на общее образование является основанием для получения профессионального образования, которое, в свою очередь, позволяет констатировать наличие определенных профессионально-квалификационных цензов, необходимых для реализации права на труд в тех или иных формах.
Как отмечалось выше, общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, обучение новым профессиям психически больных лиц рассматриваются в Законе "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание" в качестве важной меры их социальной защиты.
Возможность реализации права на образование, а главное - формы его реализации зависят от степени тяжести психического расстройства. Если оно не предполагает глубоких изменений личности человека, получение образования возможно на общих основаниях в образовательных учреждениях соответствующего уровня. Для приема в образовательные учреждения необходимо представить документы, отражающие состояние здоровья потенциального обучающегося (например, результаты психолого-медико-педагогического тестирования, справку из медицинского учреждения о состоянии здоровья). Названные документы позволяют определить, возможно ли обучение данного лица в учреждениях общего типа. Например, прием в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования проводится по личному заявлению граждан на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы. При подаче заявления абитуриент должен представить документ, удостоверяющий его личность и гражданство. К заявлению должны быть приложены оригинал документа об образовании, необходимое количество фотографий, медицинская справка, подтверждающая, что обучение по данной специальности ему не противопоказано, а также документы, подтверждающие его право на льготы при поступлении.
|
|
Наличие в системе образования специализированных образовательных учреждений позволило некоторым специалистам сделать вывод о существовании так называемого специального образования. Это образование уровней: общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, - для получения которого лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются особые условия. Специальные образовательные программы для таких категорий обучающихся могут реализовываться в специализированных образовательных учреждениях (например, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и др.). Речь идет об особенностях организации образовательного процесса и формы получения образования, но не об особом виде образования.
|
|
К числу специализированных образовательных учреждений, которые ориентированы в том числе на обучение лиц, страдающих психическими расстройствами, относятся, в частности, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в которые с согласия родителей (законных представителей) принимаются дети с проблемами развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др.
Несовершеннолетние, страдающие психическими расстройствами (с задержкой психического развития, умственно отсталые и др.), могут также приниматься в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. Типовое положение о таком учреждении было утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения: начальная школа - детский сад; общеобразовательная школа; общеобразовательная школа-интернат.
Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. Такая программа принимается и реализуется учреждением самостоятельно.
Для детей с проблемами психического развития принципиально важна такая часть образовательной программы, как трудовое обучение. В коррекционном учреждении оно осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом.
Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.
Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. В таком же порядке после первого года обучения воспитанники могут быть переведены в специальный класс (группу) коррекционного учреждения.
Специфика деятельности таких учреждений отражена в письме Министерства образования РФ от 4 сентября 1997 г. Выделяют 8 видов таких учреждений. Дети с недостатками психического развития могут помещаться в учреждения VII и VIII видов. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. В данном случае преследуются цели обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. В таких учреждениях можно получить начальное общее и основное общее образование. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня не должна превышать 12 человек. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.
|
|
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут составлять 9-11 лет (с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца).
Здесь организуются углубленная трудовая подготовка обучающихся, обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования. Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида, не проходившие аттестацию, получают свидетельство об окончании учреждения.
Законодательство предусматривает специальные меры в области образования и воспитания детей, чье психическое здоровье находится под угрозой в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Это обстоятельство является одним из многих факторов, обусловливающих социально опасное положение несовершеннолетнего.
|
|
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривает проведение социально-педагогической реабилитации таких несовершеннолетних. Органы и учреждения, задействованные в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (включая органы управления образованием и образовательные учреждения) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении названных категорий несовершеннолетних. Социально-психологическую и педагогическую помощь таким категориям несовершеннолетних оказывают образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего; начального профессионального, среднего профессионального образования и др.). Они обязаны выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетние, имеющие родителей или законных представителей, могут быть приняты на срок, не превышающий, как правило, одного года, в детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев. В указанных образовательных учреждениях осуществляются их содержание, воспитание и обучение, обеспечивается защита их прав и законных интересов, проводится индивидуальная профилактическая работа с ними.
Для обучения и воспитания несовершеннолетних, требующих особого педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (общеобразовательные школы, профессиональные училища и др.), в которых организуются психолого-медико-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и индивидуальная профилактическая работа с ними. Для несовершеннолетних, совершивших преступления и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением установленного Уголовным кодексом возраста или отставания в психическом развитии либо освобожденных судом от наказания, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (школы, профессиональные училища, специальные (коррекционные) образовательные учреждения). Администрация таких учреждений должна обеспечить специальные условия содержания несовершеннолетних, их обучение, воспитание.
С учетом наличия психических расстройств могут быть установлены ограничение права граждан на прием в образовательные учреждения. Такие ограничения устанавливаются федеральным законодательством в тех случаях, когда гражданин страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Например, постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. был утвержден Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием. В этот перечень наряду с другими заболеваниями включены психические расстройства.
Лица, страдающие психическими расстройствами, в целях последующего трудоустройства могут проходить профессиональную подготовку. Профессиональная подготовка, в отличие от профессионального образования, не преследует цель - повышение образовательного уровня. Она направлена на ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Ее можно получить как в образовательных учреждениях (например, в профессиональных училищах), так и непосредственно на предприятиях и в организациях, заключив для этого ученический договор. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров закреплены в ст. 196 ТК РФ. Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям непосредственно в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением. Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Оно реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.