ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Риторика: Учеб.пособ./ -М.: Просвещение, 1994. -207c.
Кохтев Н.Н.
виконаний студентом НАУ
Лужиним В.
Київ, 1998
Н.Н. КОХТЕВ
РИТОРИКА
Учебное пособие для учащихся 8—11 классов учебных заведении с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий
Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ
МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ” 1994
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Человеческое слово могуче. — М., Просвещение, 1984.
Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. — М., Знание, 1978.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. — М., Просвещение, 1990.
Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. — М., Знание, 1989.
Очерки об ученых-лекторах. — М., Знание, 1981.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., Просвещение, 1991.
Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. — М., Знание, 1991.
Рождественский Ю. В. Риторика публичной лекции. — М., Знание, 1989.
Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. — М., Просвещение, 1993.
Сопер П. Основы искусства речи / пер. с англ. — 2-е изд. С испр. — М., Прогресс, 1992.
|
|
Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. — М., Знание, 1991.
Язовицкий Е. В. Говорите правильно. — М.; Л., 1964
От автора....................………………………………………………….........…………………..3
Глава 1. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме …………………………………….5
Софисты — учителя риторики..................…………………………………………………..—
Сократ и Платон — создатели теории “подлинного красноречия”................................…..7
Аристотель и его “Риторика”.................……………………………………………………...8
Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха: Демосфен..…………………………....10
Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве...……………………………………12
Квинтилиан — автор “Риторических наставлений”....…………………………………....13
Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха: Цицерон...……………………..……….... 14
Практикум.............................…………………………………………………………………17
Резюме.............................…………………………………………………………………..…22
Глава 2. Риторика в России XVII—XIX вв............…………………………………………24
От ранних риторик к риторике М. В. Ломоносова...……………………………………....—
Документы, связанные с опубликованием учебников М. В. Ломоносова по риторике....…………………………………………………………………………………………....... 26
Общая и частная риторика...............…………………………………………………….......28
“Опыт риторики” И. С. Рижского...........……………………………………………….......29
“Краткая риторика” А. Ф. Мерзлякова...........……………………………………………...—
“Теория красноречия для всех родов прозаических сочинениях А. И. Галича..................31
|
|
Риторики Н. Ф. Кошанского.................……………………………………………………..32
“Правила высшего красноречия” М. М. Сперанского..…………………………………...33
Практикум.................................………………………………………………………………35
Резюме...................................………………………………………………………………….38
Глава 3. Ораторская речь: ее роды и виды...........…………………………………………39
Академическая речь.......................…………………………………………………………..40
Судебная речь...........................………………………………………………………………41
Из воспоминаний о публичных выступлениях Т. Н. Грановского,
Ф. И. Буслаева В. Д. Спасовича ……………………………………………………………...42,44,46
Социально-политическая речь..................…………………………………………………..—
Социально-бытовая речь.................………………………………………………………....48
Духовная (церковно-богословская) речь...........……………………………………………49
Практикум................................……………………………………………………………….51
Резюме...............................…………………………………………………………………….57
Глава 4. Речевые ошибки действуют на слушателей отрицательно ……………………58
Нормы языка и речевые ошибки................………………………………………………...—
Нормы ударения и произношения и их нарушение....……………………………………59
Выбор слова............................………………………………………………………………60
Проверяйте значение слова по словарю..............………………………………………….—
Не нарушайте лексическую сочетаемость.............………………………………………..61
Помните о стилистической окраске слова.............………………………………………..62
Используйте фразеологизмы....................…………………………………………………63
Нормы грамматики и их нарушение.............………………………………………………64
Варианты в образовании морфологических форм.........………………………………….—
Числительные в устной речи....................………………………………………………….65
Синтаксическая норма: управление................…………………………………………….—
Пословицы, посвященные речи...................………………………………………………………. 67
Практикум................................……………………………………………………………...—
Резюме...............................…………………………………………………………………70
Глава 5. Что значит владеть своим голосом?..........……………………………………….71
Темп речи, сила и высота голоса.........………………………………………………………..—
Из воспоминаний о публичных выступлениях Д. И. Менделеева.. …………………………. 72
Оратору необходимы ясность и четкость произношения... ……………………………..73
Из воспоминаний о публичных выступлениях В. О. Ключевского …………………………... 74
Пословицы, посвященные речи...........……………………………………………………………. 76
Можно ли с помощью голоса выражать различные чувства? …………………………….—
Практикум................................……………………………………………………………….—
Резюме...............................…………………………………………………………………….85
Глава 6. Как работать над устным выступлением.....……………………………………86
Готовиться к речи или выступать экспромтом?......………………………………………..—
С чего начинается подготовка к речи?.............……………………………………………..88
Определение темы, направленности, названия выступления...…………………………...—
Оценка состава слушателей и обстановки.............…………………………………………—
Предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом.............................………………………………………………………………...89
Из воспоминаний о публичных выступлениях М. А. Мензбира.. ……………………………. 90
Писать или нет полный текст речи?.............………………………………………………..91
Как репетировать речь?.....................………………………………………………………..94
Читать или говорить?......................…………………………………………………………95
Практикум................................……………………………………………………………….97
|
|
Резюме..............................…………………………………………………………………...101
Глава 7. Композиция речи …………………………………………………………………...102
Начало речи............................………………………………………………………………103
Вступление.............................…………………………………………….…………………104
Главная часть (содержание)..................……………………………………………………106
Логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Законы логики............................……………………………………………………………107
Приемы изложения и объяснения: дедукция, индукция, аналогия.. ……………………—
Из воспоминаний о публичных выступлениях Ф. Н. Плевако... ………………………….. 108
Аргументы к существу дела и аргументы к человеку......………………………………..110
Конец речи.............................……………………………………………………………….111
Свободная композиция.....................……………………………………………………….114
Способы связи речи.......................…………………………………………………………116
Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное
отношение к речи..........................…………………………………………………………...—
Повтор и анафора.........................…………………………………………………………..117
Практикум..............................…………………………………………………………….....118
Резюме...................................………………………………………………………………...126
Глава 8. Взаимодействие оратора и слушателей........……………………………………127
Монолог особого типа......................…………………………………………………………—
Эффект живой реакции.....................……………………………………………………….128
Скрытая форма диалога.....................………………………………………………………130
Открытый диалог.........................…………………………………………………………...131
Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи...............................133
Из воспоминаний о публичных выступлениях С. М. Соловьева... ………………………… 134
Языковые средства контакта..................…………………………………………………..137
Личные местоимения........................……………………………………………………….—
Глаголы в 1-м и 2-м лице.....................…………………………………………………….138
|
|
Синтаксические средства контакта.................……………………………………………..—
Практикум................................……………………………………………………………...139
резюме...............................………………………………………………………………….145
Глава 9. Правильно выбирайте стиль и тип речи.......…………………………………..147
Использование книжных стилей в речах разного рода и вида ……………………………—
“Подделка письменной речи под устную”..........………………………………………….151
Использование оратором разных типов речи......………………………………………....153
Из воспоминаний о публичных выступлениях С. Н. Урусова..…………………………...154
Практикум................………………………………………………………………………...157
Резюме............………………………………………………………………………………..163
Глава 10. Словесная наглядность: что это такое?.......…………………………………..164
Что такое ассоциации?....…………………………………………………………………….—
Тропы — средства создания наглядности речи.......………………………………………166
Оценочность тропов...........…………………………………………………………………169
Использование и создание оратором литературно-художественных образов.................170
Из воспоминаний о публичных выступлениях А. Е. Ферсмана.. ………………………..…. 172
Практикум...............…………………………………………………………………………173
Резюме.....................………………………………………………………………………….176
Несколько заданий на прощание...........…………………………………………………...177
Ответы................…………………………………………………………………………….178
ОТ АВТОРА
Книга, которую вы держите в руках, называется “Риторика”. Что же значит это слово? Обратимся к современным толковым словарям русского языка. В них написано, что риторика—теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
А кто же такой оратор? Толковый словарь В. Даля разъясняет: “Оратор — вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить о людях, проповедник...” В “Словаре современного русского языка” (в 17-ти томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи.
Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждому школьнику, который готовит сообщения к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию, праздникам, и т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.
В риторике обобщены определенные приемы, которые позволят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к каким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя. И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих интересов, своего поведения не собирается часто выступать публично, то слушать выступления других приходится в современной жизни каждому человеку. Вы слушаете учителей и учеников в школе, лекторов, дикторов радио и телевидения и т. д. Из публичных выступлений можно почерпнуть богатую информацию, поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать: убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному и т. д. Внимательно
слушая оратора, вы развиваете свое мышление. Часто публичные выступления воздействуют на ваши чувства. Надо ли разделить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору — все это должен решить слушатель.
В данной книге риторика будет рассмотрена только в применении к ораторской речи. Но современные специалисты в области риторики и в нашей стране, и за рубежом уделяют в своих исследованиях внимание и диалогическому общению (беседа, спор), и практике делового общения, и риторике письменной речи. Риторика письменной речи вам неплохо известна по урокам развития речи. Проблемы беседы, спора и практики делового общения рассматриваются в других пособиях, которые в ближайшее время выйдут в свет.
Читая данную книгу, вы кратко познакомитесь с историей риторики, рассмотрите основные ситуации, когда люди обращаются к публичной речи, увидите разнообразие этих речей. Узнаете, что значит речь правильная, как работать оратору над своим голосом, как готовить речь, строить ее и произносить, как завоевать слушателей и самому стать заинтересованным слушателем.
Книга состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена определенной проблеме риторики. Вначале излагаются теоретические сведения, затем даются практические упражнения, правильность выполнения которых можно проверить по ответам. Рядом с упражнениями, к которым имеется ответ, помещен небольшой рисунок. Такой же рисунок вы найдете в конце книги — в ответах.
И при изложении теории, и в практических упражнениях приводятся фрагменты из речей выдающихся ученых, Писателей, юристов, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты обозначены особым рисунком, что позволяет легко находить их в тексте и неоднократно обращаться к ним. Для дополнительного чтения в учебную книгу введены особые рубрики: “Из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха” (приводятся выдержки, посвященные ораторам Демосфену и Цицерону), “Документы, связанные с опубликованием учебников по риторике М. В. Ломоносова”, “Пословицы, посвященные речи” и “Из воспоминаний о публичных выступлениях”, где вы найдете свидетельства современников о публичных речах известных русских ученых и юристов. Материал для дополнительного чтения выделен специальными линейками.
Возможны разные варианты работы с пособием, например начать чтение с главы 5-й или главы 4-ю и 10-ю изучать между главами 1, 2 и 3-й.
ГЛАВА 1 РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ
ПРОЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:
ГДЕ ВОЗНИКЛА РИТОРИКА
КТО ТАКИЕ СОФИСТЫ И КАК ОНИ ПОНИМАЛИ РОЛЬ СЛОВА
ПОЧЕМУ СОКРАТ И ПЛАТОН БРОСИЛИ ВЫЗОВ СОФИСТАМ
КАКИМ ВИДИТ ПЛАТОН ПОДЛИННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ
КАК РАССМАТРИВАЛ РИТОРИКУ АРИСТОТЕЛЬ
КАКОВЫ ВЗГЛЯДЫ ЦИЦЕРОНА НА ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
В ЧЕМ ЗАСЛУГА КВИНТИЛИАНА, АВТОРА ДВЕНАДЦАТИ КНИГ “РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ”
СОФИСТЫ—УЧИТЕЛЯ РИТОРИКИ
Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.
В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно.
Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.
Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей было в Афинах, например, 500, а всего в решении судьбы обвиняемого принимало участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.
Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя — софисты (от греч. sophistes — искусник, мудрец), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н. э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.
Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи “Похвала Елене” пишет: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить”. Но, чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: “Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся — или, может быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны”.
Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий; известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов— Горгию—была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии — призыв греков к единодушию
в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.
Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста — научить “делать слабое мнение сильным”. Отсюда значение слова софизм — преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить “малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее — новым”, он может сделать людей “своими рабами по доброй воле, а не по принуждению”.
Софисты умели насмешкой уничтожать довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.
Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы. Учили о том, что “речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру”, использовали антитезу и созвучие окончаний; обращали внимание на сжатость и закругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие речи на чувства.
Итак, во времена софистов риторика была “царицей всех наук”.
СОКРАТ И ПЛАТОЙ—СОЗДАТЕЛИ ТЕОРИИ “ПОДЛИННОГО КРАСНОРЕЧИЯ”
Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что “продажа мудрости равнозначна продаже красоты”.
Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах “Горгий”, “Софист”, “Федр”, центральным персонажем которых является Сократ. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.
Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге “Федр”, в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.
Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. “Во всяком деле, юноша,— обращается Сократ к Федру,— надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки”.
Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: “Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь;
суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины”; “кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным”.
Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте—изложение, на третьем—доказательства, на четвертом—правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.
Ценное в теории красноречия Платона—идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору “необходимо знать, сколько видов имеет душа”, поэтому “слушатели бывают такими-то и такими-то”. И какая речь каким образом воздействует на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды души и ее состояния. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую — нет. Задача оратора — “отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь;
к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе—с простыми”.
Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.
АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО “РИТОРИКА”
Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384—322 до н. э.), который провел в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции
Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — риторикой.
До нас дошло сочинение Аристотеля под названием “Риторика”, в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг.
В I книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета... Их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи”. Далее рассматриваются виды ораторских речей.
Во II книге “Риторики” вначале говорится о “причинах, возбуждающих доверие к говорящему”. “Это разум, добродетель и благорасположение”. Если “слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие”. Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: гнев, любовь, страх, смелость, стыд, сострадание, негодование, зависть и т. д. Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. д. Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной.
Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина (наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно), то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного.
Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероятного характера и делаем из них хоть и не вполне точные, но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, т. е. кажутся большинству истинными и заслуживающими доверия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна доказывающему, причем делаются они добросовестно. (Вспомним о софистах, которые считали возможным восхвалять любую вещь, независимо от ее объективных свойств.)
III книга “Риторики” посвящена самой речи.
Большое внимание уделяется стилю. Он “должен подходить к предмету речи”. Общие требования к стилю —.ясность, доступ-
________________________________________________________________________________
Плутарх (ок. 45 — ок. 127) — древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение — “Сравнительные жизнеописания” выдающихся греков и римлян (50 биографий).
В возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние (общая стоимость его имущества достигала почти пятнадцати талантов1), но опекуны с ним обошлись бесчестно: часть наследства они присвоили себе, остальное же оставили совершенно без надзора, так что даже учителям его жалованье выплачивалось не полностью. (...)
Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек своих опекунов к суду, а так как всевозможными увертками они ухитрялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них речи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс. (...)
Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество. (...) Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением речи: ее периоды показались запутанными, а доказательства чересчур неестественными и натянутыми. К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого. (...)
Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезные тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения. Он устроил под землею особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приемы и укреплять голос, а нередко проводил там по два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голову, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях, даже если сильно захочется.
___________________
1Талант— самая крупная денежная единица.
Мало того — даже случайные встречи, беседы, деловые переговоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы хорошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему приходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанавливая ход рассуждений и периоды; к словам, ему сказанным кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевозможные поправки и способы выразить те же мысли иначе. Отсюда возникло мнение, что от природы Демосфен был малоодарен, но все мастерство свое и умение приобрел тяжким трудом. (...) Вот что, казалось бы, подтверждало это со всей очевидностью: нелегко было услышать Демосфена выступающим без подготовки, и даже, когда народ вызывал его, сидевшего в Собрании, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее.
Физические недостатки свои он старался преодолеть упражнениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал об этом от самого Демосфена, уже глубокого старика. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в декламации. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел 'человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили. “Но ты же ничуть не пострадал от этого!” — сказал ему Демосфен. “Это я-то ничуть не пострадал?!” — вскричал во весь голос тот человек. “Вот теперь,— ответил он,— клянусь Зевсом, я слышу голос оскорбленного и пострадавшего”. Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения.
____________________________________________________________________________
ность, безыскусственность, мягкость, изящество, благородство.
Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в -том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно. В противном случае стиль кажется шутов-
ским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением; о вещах, возбуждающих сострадание, со смирением.
Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.
ЦИЦЕРОН И ЕГО СОЧИНЕНИЯ ОБ ОРАТОРСКОМ МАСТЕРСТВЕ
Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.
Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нарицательным. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги: “Об ораторе”, в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; “Брут, или О знаменитых ораторах” — история красноречия; “Оратор” — произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма, имевшие огромное влияние на всю европейскую культуру.
Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие—нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. “В самом деле,—пишет он,— ведь здесь необходимо усвоить самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?..” Это, собственно, программа подготовки оратора.
Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего — глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение — пустая и ребяческая болтовня.
Так что же такое риторика по мнению Цицерона? Риторика — это наука об ораторском искусстве. Во всех трех трактатах
Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (вспомним Сократа и Платона) утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, т- е. умозрительная, наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Обязанности оратора заключаются в следующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему словесную форму;
4) утвердить все это в памяти; 5) произнести. Цицерон придерживается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс — весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение;
опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.
В чем видел Цицерон красоту речи? В ее свежести, благородстве, страстности, логичности, причем, по его мнению, “цветы слов и мыслей” должны распределяться в речи “с разбором”. Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресыщают и раздражают слушателей.
Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и осмыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.
КВИНТИЛИАН— АВТОР “РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ”
Знаменитый римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35 — ок. 100 н. э.)— автор обширного сочинения в двенадцати книгах “Риторические наставления”. Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искусства: ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает
_______________________________________________________________________________