К главе 9

1. А. Ф. Кони использует публицистический стиль речи. Цель оратора — воздействовать на судей и присяжных заседателей, вызвать не только их уважение к. правдивым показаниям и му­жеству вдовы убитого, но и сочувствие к ее трагедии, душевным мукам и переживаниям.

А. Ф. Кони широко использует оценочную лексику: положе­ние ужасно, горячо любила, что-нибудь очень дурное, жестокая судьба, опозоренье памяти покойного, горестное и тяжкое слу­жение правде, справедливая кара, злополучная женщина. В ре­чи часто встречаются повторы, придающие ей эмоциональный характер: лишилась мужа, лишилась единственного заступника, единственной поддержки, лишилась от руки своего брата; ту борьбу, те колебания, те муки; прийти сюда обличительницей брата, прийти во имя чести отца своих детей и прийти... вопреки ожиданиям и требованиям своей семьи. Интересен синтаксис фрагмента. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, осложненные однородными членами, вводными словами, обособлениями, в которых передаются сложные душевные пере­живания вдовы Рыжова, чередуются с короткими простыми предложениями, в которых как бы подводится итог: Для нее нет выхода из этого. Знаем ли мы это? В конце фрагмента использу­ются идущие подряд два риторических вопроса, один из которых завершается восклицательным и вопросительным знаками пре­пинания. В этом риторическом вопросе высшая точка эмоцио­нального взлета, характерного для данной речи.

2. 1) Элементы научного стиля: научные термины (опыт, экспе­римент, слизистые железы, околоушная железа, кислота, полость рта); отглагольные существительные (явление, воздей­ствие, вливание); сложноподчиненные предложения и т. д. Эле­менты разговорного стиля: активное использование личных мес­тоимений (вы, мы, я); личных форм глагола (знаете, видите, со­здаем, наблюдаем); частиц (вот, ведь), вопросо-ответных кон­струкций (Можно задать вопрос, для чего же при вливании кислоты течет слюна? Конечно, для того, чтобы обмыть рот); разговорной лексики (отплевываетесь) и т. д. 2) Вот, например, один из возможных вариантов.

Опытом, или экспериментом, называется воздействие на ход явления сообразно с определенной задачей.

Например, следует выяснить, связано ли у собаки слюноотде-

ление с наличием пищи во рту. Если не давать собаке пищи, то слюноотделение отсутствует. Если положить ей в рот мясной порошок, то начинается активное слюноотделение. Наблюдение в отличие от эксперимента не предполагает создание условии для явления; при наблюдении ограничиваются целенаправленным восприятием.

Если собаке влить в рот 0,5%-й раствор соляной.кислоты,тоначинается активное слюноотделение. Это явление вызвано необходимостью обмыть рот, в который попало нечто раздражающее.) 3) Составленные тексты не содержат элементов разговорного стиля. Сравнение их с фрагментами лекций И. П. Павлова убеждает нас в том, насколько последние ярче, живее, интереснее для слушателей, потому что активизируют их, приглашают участво­вать в процессе мышления, помогают лучше воспринять научную информацию.

3. В выдержке из книги О. Б. Сиротининой обращается внимание на невозможность построения ораторской речи в чисто разговорном стиле. Существуют такие особенности разговорного стиля, которые неприемлемы для публичного выступления, например нечеткость и упрощенность произношения, когда прогла­тываются концы слов, выпадают целые слоги и т. д.

4. Рассуждение.

5. В первом абзаце фрагмента использовано сравнительное описание внешности и образа жизни французского короля Людвига (Людовика) XI и герцога Бургундского. В описании подчеркивается “невиданная простота” короля.

Второй абзац представляет собой рассуждение. Тезис: “Это был король среднего сословия с его ненавистью к феодализму”. Тезис доказывается с помощью повествования с элементами юмора об одном из характерных эпизодов жизни Людвига XI. Далее следует вывод: “Вообще таких преданий о Людвиге ходит, очень много, но самый характер их показывает, какие черты короля врезались в память народа”.

Основной тип речи во фрагменте — рассуждение, но без опи­сания и повествования он был бы сухим и не врезался бы в память слушателей, не разбудил бы их воображение и чувства.

6. 1) Основная часть фрагмента—повествование. Оратор подробно, обстоятельно, стремясь к фактической точности, расска­зывает о действиях отца и сына, приведших их на скамью подсу­димых. В конце фрагмента — рассуждение, в котором опровер­гаются ложные показания одного из подсудимых. Без повествования об обстоятельствах дела рассуждение не было бы столь? убедительным. 2) В речи активно используются элементы разговорного стиля: разговорная лексика (немножко), частицы (вот, ведь), личные местоимения (вы, я) и глагольные формы, сочетающиеся с ними (знаете, считаю, напомню), короткие динамичные предложения

(Что же такое в посылке? Затем они вышли) и т. д. Элементы разговорного стиля, придающие повествованию и рассуждению живость, делающие судей и присяжных заседателей как бы непосредственными участниками повество­вания, помогают им запомнить излагаемые факты, активно включиться в размышление по поводу виновности или невинов­ности обвиняемых.

7. Инструкция.

1) Избегайте длинных предложений.

2) Не включайте в свою речь причастных и деепричастных обо­ротов. Тренируйтесь в их замене придаточными предложениями.

3) Стройте словосочетания из двух компонентов. Не увлекайтесь многокомпонентными словосочетаниями.

8. 1) Статья Р. А. Будагова написана в научном стиле. В ней широко используется научная лексика (стилистические исследо­вания, стиль художественного произведения, речевые стили, сти­ли речи, разговорный, письменный, научный, публицистический стили, исторические понятия, фактор, литературное направле­ние, дифференциальные и интегральные признаки, эстетическая функция языка, коммуникативная функция языка), особые рече­вые обороты, свойственные этому стилю (берется под сомнение, стоять в одном ряду, оказаться в другом ряду, ссылаться на..., сравнительно с..., в известной мере и др.). Для синтаксиса фраг­мента характерны сложные предложения, в основном сложно­подчиненные с несколькими придаточными, насыщенные одно­родными членами, обособлениями, вводными словами. Использу­ются обороты такой, как, например..., не только, но и, наряду с... Текст представляет собой рассуждение, носящее полемический характер. В первом абзаце излагается точка зрения лингвистов, берущих под сомнение существование понятия “стиль художест­венной литературы”. Во втором абзаце высказывается мне­ние Р. А. Будагова, который оправдывает введение этого по­нятия.

2) Вот, например, один из возможных вариантов. Надеемся, что у вас получилось лучше!

Какие речевые стили нам известны? Это разговорный и книжные (или письменные): научный,. официально-деловой, публицистический и художественный (точнее, стиль художест­венной литературы). Возникает вопрос: правомерно ли среди Других книжных стилей выделять стиль художественной литера­туры? Некоторые лингвисты считают, что нет. Почему? Да пото­му, что в художественном произведении очень часто встречаются все остальные стили.

Является ли эта точка зрения единственной? Нет, Есть уче­ные, не согласные с ней. Они считают, что от понятия “стиль ху­дожественной литературы” не стоит отказываться, потому что оно является историческим.

Кроме того, элементы других стилей в художественном произведении играют особую роль. Приведем пример. В “Мертвых душах” Н. В. Гоголя широко используется разговорный стиль. Послушаем речь трех героев: “Вы извините,. если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца. Покорнейше прошу”; “Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье — фук! Сказал бы и другое слово, да вот только что за столом неприлично. У меня не так. У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует”; “Ведь вот не сыщешь, а у меня был славный ликерчик, если только не выпили! народ такие воры! А вот разве не это ли он? Еще покойница делала... мошенница ключница совсем было его забросила, даже не закупорила, каналья! Козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повынул, и теперь вот чистенькая; я вам налью рюмочку”.

Кому принадлежат эти реплики? Верно: Манилову, Собакевичу, Плюшкину. Элементы разговорного стиля используются в “Мертвых душах” (и в других литературных произведениях для создания неповторимых художественных образов. В повседневной же жизни разговорный стиль служит для общения людей в непринужденной обстановке.

Какую же роль выполняют в художественной литературе элементы различных стилей? Они служат для создания художественных образов. Именно поэтому мы можем говорить об особом книжном стиле — стиле художественной литературы, который несет эстетическую функцию.

9. Приводим возможный вариант. Постарайтесь составить интересный текст!

За сколько часов можно добраться поездом из Санкт-Петербурга в Москву? За восемь? Нет, дорога может занять чуть больше четырех часов! Вы никогда не слышали об этом? Не удивительно, ведь сверхскоростной экспресс ЭР-200, который был построен свыше десятка лет назад, совершил всего тысячу рейсов. Почему же так редко ходит чудо-поезд? Ведь в других странах — Франции, Японии — такие поезда — каждодневная реальность. Оказывается, поездка ЭР-200 дорого стоит: после нее приходится долго подвинчивать гайки на путях. Ведь мчится ЭР-200 по грузовой колее — на специальную в свое время не хватило денег.

Чудо-поезд ходит очень редко. Вот почему о его существовании практически никто не знает.

14. 4. В публичных выступлениях используются различи! типы речи (рассуждение, описание, повествование), причем как правило, каждая речь образуется соединением двух-трех типов речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: