Объект налогообложения

Плательщик

- это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РБ, таможенным законодательством таможенного союза, законами по вопросам таможенного регулирования РБ и актами Президента возложена обязанность уплаты налогов, сборов (пошлин).

Под организациями понимаются:

v Юридические лица РБ;

v Иностранные и м/н организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

v Простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

v Хозяйственные группы.

Физические лица - плательщики:

· Граждане РБ;

· Иностранные граждане;

· Лица без гражданства.

Все плательщики налогов делятся на 2 группы: резиденты и нерезиденты, с целью установления объема их налоговой обязанности. Резиденты несут полную налоговую обязанность, они уплачивают налоги в РБ по всем своим доходам, полученным как на территории РБ, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налоги в РБ только с тех доходов, которые получены из источников на территории РБ.

Определение резидентства физических лиц:

ФЛ являются резидентами РБ, если они фактически находились на территории РБ более 183 дней в календарном году, включая время, на которое они выезжали за пределы РБ на лечение, отдых, командировку.

Определение резидентства в отношении организаций:

Статус налоговых резидентов имеют белорусские организации, то есть организации с местом государственной регистрации в РБ. В случае если определить место регистрации невозможно: определить место нахождения высшего органа управления (в РБ – резидент), место деятельности исполнительного органа (РБ – резидент), если невозможно определить вышеназванное – альтернативные варианты: по решению налогового органа место – 1. Где принимаются решения по существенным вопросам управления организации; 2. Где находятся основные бухгалтерские документы организации; 3. Место жительства ее руководителя, учредителя или участника.

- это обстоятельства, с наличием которых у плательщика связано возникновение налогового обязательства. Каждый налог имеет свой объект налогообложения. Пример: подоходный налог – доходы, земельный налог – размер или кадастровая оценка земельного участка. Законодательством закреплен принцип избежания двойного налогообложения п.3 ст. 28 НК РБ: один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Двойное налогообложение – это обложение одного и того же плательщика: сравнимыми налогами, в двух и более государствах, в отношении одного и того же объекта налогообложения, за один и тот же налоговый период.

Существует 3 метода устранения двойного налогообложения:

o Метод исключения. Состоит в том, что государство резидентства не облагает налогом те доходы, которые были получены за рубежом. Редко – государство резидентства теряет доход. В РБ 2 соглашения – с Италией и Великобританией.

o Налоговый вычет. Состоит в том, что налоги, уплаченные в зарубежном государстве, вычитаются из налоговой базы при исчислении величины налоговых обязательств в государстве резидентства. Немного облегчает двойное налогообложение. Применяется как дополнительный метод и крайне редко.

o Налоговый кредит (зачет). Часто используемый метод. Используется в РБ и с теми государствами, с которыми не заключены договоры. Предусмотрен НК РБ. При использовании налогового зачёта суммы налога, уплаченного за рубежом, вычитаются из суммы налога, исчисленного в государстве резидентства (то, что заплатили за рубежом не платим тут, вычитаем из суммы налога, уплаченного в государстве резидентства).

В Беларуси налоговый кредит с ограничением (смотри листик 2!!!).

Пример: резидент – 100 единиц в иностранном государстве и доход в 200 единиц в государстве резидентства. Ставки налогов: иностранное государство – 30 %, резидентства – 20%. При исчислении налога в государстве резидентства в качестве метода избежания двойного налогообложения использован налоговый кредит с ограничением, а именно из суммы налога, исчисленной в государстве резидентства, вычитается не вся величина налога, удержанного в иностранном государстве, а только его часть. Это часть определяется умножением дохода, полученного в иностранном государстве на ставку налога в государстве резидентства (100 + 200) х 20% - 20=40 (налог).

Налоговая база.

Согласно ст. 41 НК РБ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Она измеряется определенной величиной, которая носит название единица налогообложения (чаще – белорусский рубль, 1 гектар, 1 тонна, 1 куб. метр).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на каждую единицу измерения налоговой базы. Пример: на каждую единицу налогообложения в 1 белорусский рубль устанавливается ставка налога на прибыль 18 %.

Существует 2 вида налоговых ставок: относительные и абсолютные.

Относительные – в процентном исчислении и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки не изменяются в зависимости от величины налоговой базы. пример: НДС, налог на прибыль.

Прогрессивная ставка увеличивается с увеличением налоговой базы.

Регрессивная ставка – с увеличением налоговой базы размер ставки уменьшается.

Ставки в абсолютных величинах устанавливаются в твердой денежной сумме. Пример6 единый налог с ИП и других ФЛ – 240 тысяч рублей в месяц – секретарские услуги.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора (пошлины). В большинстве случаев налоговый период – 1 календарный год. Может устанавливаться налоговый период в календарный квартал (экологический налог), календарный месяц (НДС). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Порядок исчисления налога.

По общему правилу производиться непосредственно плательщиком. Он самостоятельно определяет сумму налога исходя из налоговой базы, ставки, с учетом налоговых льгот. В отдельных случаях обязанность исчисления налога возлагается на налоговый орган (окладные налоги) пример: земельный налог, налог на недвижимость в ФЛ.

В соответствии с налоговым законодательством обязанность исчислить налог может возлагаться на налогового агента. В соответствии со статьей 23 НК РБ налоговый агент – это лицо, являющееся источником выплаты дохода плательщику, на которое возлагается обязанность по исчислению, удержанию, перечислению в бюджет налога за налогоплательщика.

Уплата налога в соответствии со статьей 46 НК РБ производиться либо разовой уплатой всей суммы, либо текущими платежами (пример: налог на прибыль). Но могут быть и иные порядки уплаты (сейчас не применяется).

Уплата налога может проводиться в наличном или безналичном порядке, в белорусских рублях либо в иностранной валюте, если последнее прямо предусмотрено налоговым законодательством.

Днем уплаты налога является:

день внесения наличных денежных средств в банк или иной уполномоченный орган;

день выдачи плательщиками платежных инструкций банку на перечисление налогов в бюджет, при условии наличия на счёте средств, достаточных для исполнения платежных инструкций;

День исполнения банком платежных инструкций ранее не исполненных по причине отсутствия на счете плательщика достаточного объема денежных средств.

Налоговые льготы.

- факультативный элемент налогообложения. В соответствии со статьей 43 НК РБ налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям плательщиков, предусмотренные актами налогового законодательства и международными договорами РБ преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Виды налоговых льгот:

§ Освобождение от уплаты налогов. Пример: доходы, полученные от близких родственников, освобождаются от подоходного налога с ФЛ;

§ Налоговые вычеты. Состоят в уменьшении налоговой базы при исчислении налога. Пример: вычеты на детей и иждивенцев при исчислении подоходного налога ФЛ.

§ Пониженные ставки. Продукты питания и товары для детей – 10%.

§ Возмещение уплаченного налога. Состоят в возврате плательщику сумм налогов, ранее внесенных в бюджет. Пример: применение нулевой ставки по НДС.

Налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер. В соответствии с п.4 ст. 143 НК РБ предоставление индивидуальных налоговых льгот в отношении организаций и ИП не допускается. Им может быть оказана государственная поддержка в соответствии с Указом Президента от 28 марта 2006 года № 182 «О совершенствовании правового регулирования оказания господдержки ЮЛ и ИП» в частности – м.б. предоставлена отсрочка либо рассрочка по уплате налогов.

МСД в праве предоставлять льготы по республиканским налогам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

С 1 января изменился порядок подтверждения права на налоговые льготы (п. 6 ст. 43 НК РБ). Сейчас – налоговые органы вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготы в ходе проведения проверок (ст.70, 75 НК).

4. Понятие и источники налогового права.

Предмет НП:

· Отношения по установлению и введению налогов и сборов;

· Отношения по взиманию налогов и сборов;

· Отношения, возникающие в процессе налогового контроля;

· Отношения в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Ст. 1 НК устанавливает:

1. Систему налогов;

2. Принципы налогообложения;

3. Порядок установления и прекращение действия налогов;

4. Регламентирует исполнение налогового обязательства;

5. Осуществление налогового контроля;

6. Вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц;

7. Устанавливает права и обязанности участников налоговых отношений.

Налоговое право имеет метод правового регулирования, а именно императивный метод (метод властных предписаний).

Особенности:

· Доминирование позитивных обязываний, которые предусматривают определенную модель поведения;

· Ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность по своему усмотрению приобретать права и обязанности, изменять их содержание;

· Юридическое неравенство субъектов налогового права. В налоговых правоотношениях присутствует уполномоченная сторона, обладающая преимущественно правами и обязанная;

· Тесная связь с экономической политикой, проводимой государством.

НП наряду с императивным использует и диспозитивный метод, который основан на юридических дозволениях и позволяет субъекту действовать по своему усмотрению. Однако, в отличие от гражданско-правового диспозитивного метода, диспозитивный метод налогового права допускает усмотрение только в пределах, Очерченных нормами налогового права.

Налоговое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджетную систему налогов, сборов (пошлин) с организаций и ФЛ.

Дискуссия: налоговое право – это:

1. Институт финансового права – Цыпкин, Гуреев.

2. Подотрасль ФП – Карасева, Петрова, Крохина, Грачёва.

3. Самостоятельная отрасль права – Тихомиров, Винницкий, Парыгина (наличие самост. предмета и метода, есть система источников, система понятий и категорий).

Система налогового права представляет собой внутреннюю организацию данной отрасли, состоящую из частей и институтов.

Система НП включает Общую и Особенную части.

Общая часть НП содержит правовые институты:

· Принципы НП;

· Налоговое обязательство;

· Плательщики налогов;

· Представительство в налоговых отношениях;

· Налоговый контроль;

· Налоговая тайна.

Особенная часть НП осуществляет правовое регулирование отдельных налогов и сборов, каждый из них представляет собой самостоятельный институт:

· Подоходный налог;

· НДС;

· Налог на прибыль.

Источники НП.

В.К.Мамутов: НПА, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор…

Систему источников НП составляют НПА, содержащие нормы налогового законодательства. В соответствии со статьей 3 НК систему налогового законодательства возглавляет Конституция, так же входят нормы международных договоров, НК РБ, законов, регулирующих вопросы налогообложения, декретов, указов и распоряжений Президента, содержащих вопросы налогообложения, Постановления Правительства, регулирующие вопросы налогообложения, и НПА РОГУ, органов МУиСУ, регулирующие вопросы налогообложения.

Регулирует – полностью посвящен, содержит – регулирует и иные общественные отношения.

В случае расхождения акта налогового законодательства с актом другой отрасли права, содержащим вопросы налогообложения, применяются положения акта налогового законодательства – ст. 3 НК. Исключения: Конституция, ДЕКРЕТЫ И УКАЗЫ Президента.

В соответствии с п. 4 ст. 3 НК в случае расхождения декрета или указа Президента с НК или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК или Закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издания декрета или указа были предоставлены законом = ст. 137 Конституции.

Все декреты и указы в РБ выше, чем законы и НК.

Примеры актов Президента, регламентирующие налоговые отношения:

Указ от 25.09.09 № 477 (Единый торговый сбор) – если реализация-экспорт 1 базовая величина в месяц;

Декрет от 28.01.08 № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров..», новый – номер 6: декрет № 9 от 20.12.07 – предпринимательство в сельской местности; декрет № 12 22.09.2005– парк высоких технологий.

Детализация НК – указ № 143 от 09.03.2010 г.

РБ признает приоритет общепризнанных принципов м/н права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами м/н договоров установлены иные нормы, чем, те, которые предусмотренные НК и иными законодательными актами, то применяются нормы м/н договора. П. 4 ст. 5 НК установлено важное исключение: если НК или иными законодательными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем установленные м/н договором, то применяются положения НК или иных законодательных актов. Это правило не распространяется на м/н договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза.

НК РБ от 19 декабря 2002 года! Название!

История принятия НК РБ:

1. Разработка с 1995 года, общая часть – 19.12.2002 года. ПП приняла, а СР не одобрил. Была создана согласительная комиссия – работала весь 2002 год. Президент подписывал – весь документ в целом за исключением отдельных норм. Это нормы – понятие налога, сбора (пошлины), виды республиканских налогов и т.д.

2. 1.01.04 – вступление в силу. Закон 22.07.03 – о введение в действие (нормы, которые не подписал Президент, исправили, но начинали действовать – только с момента вступления в силу Особенной части НК.

3. 29.12.09 – принятие Особенной части НК. 1.1.10 – начал действовать.

Налоговая система.

- это совокупность существенных условий налогообложения в государстве. Рассматривается в узком или широком смысле.

Узкий – это система налогов, сборов, пошлин, обязательных к уплате на территории РБ.

Широкий – включение не только налогов, но и принципов налогообложения, форм установления налогов, их изменения и отмены, механизма исполнения налогового обязательства, контроля соблюдения налогового законодательства.

Важнейшим элементом налоговой системы выступают принципы налогообложения – впервые сформулированы А.Смитом:

1. Справедливость, т.е. уплата налога соответственно своим доходам

2. Определенность, т.е. точное установление суммы платежа, срока и порядка уплаты

3. Удобство, т.е. взимание налога таким способом, который наиболее приемлем для налогоплательщика

4. Экономичность, т.е. невысокие издержки связанные с взиманием налогов.

В РБ принципы налогообложения нашли легальное закрепление в ст. 2 НК:

§ Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком; законно установленные налоги означает, что налог установлен надлежащим органом и в надлежащий срок. В частности установление республиканских налогов производится внесением изменений и дополнений в НК, либо посредствам принятия актов Президентом. Законы о внесении изменений и дополнений в НК вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (ст. 11 НК). Местные налоги и сборы устанавливаются областными и Минским городским Советами Депутатов, исключение – курортный сбор. Который может устанавливаться Советами базового территориального уровня. Решение МСД – вступают в силу не ранее 1 января года, следующим за годом их принятия. Пример: 2004 год – Сморгонский районный ИК – повышенную ставку налога на недвижимость. Сморгонский районный СД не имел законных оснований делегировать ИК полномочия на увеличение ставки налога – это решение КС № 157/2005.

§ П. 2 ст. 2 НК – ни на кого не может возложена обязанность уплачивать налоги, иные взносы и платежи, не предусмотренные НК или установленные в ином порядке, чем это определено: Конституцией, НК, законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента.

Сбор за пользование стоянками и парковку в специальных местах введен решением Новополоцкого городского СД. Решение КС 131/2001 сборы не являются законными, т.к. нет четкого разграничения между сбором за пользование стоянками и платой за услуги по хранению транспортных средств. Отменен по формальному основанию.

§ П.3 ст. 2 НК – налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

Всеобщность означает, что в РБ не допускается установление налогов, дифференцированных в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, с использованием иных, дискриминационных положений. Равенство состоит в учёте имущественного положения налогоплательщика при исполнении им налогового обязательства.

§ Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб: национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности, нарушающих единое экономическое пространство, ограничивающих свободное перемещение товаров, финансовых средств, свободное перемещение физических лиц, создающих препятствия для предпринимательской деятельности.

Пример: листик.

Исчисление сроков, установленных налоговым законодательством.

Установленный срок определяется календарной датой, указанием на определенное событие или действие, истечением периода времени. Пример: до 1 марта –декларация по подоходному налогу, событие – день въезда на территорию РБ – 1 день, с которого исчисляется срок для определения резидентства и т.д.

Течение срока, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после наступления календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Если сума налога излишне уплачена 22.01.2012, то трехлетний срок – до 23.01.2015 г.

Срок, исчисляемый годами истекает в соответствующие месяц и число, последнего года срока. При этом годом признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, следующих подряд. 23.01.2012-23.01.2015 г.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца… пример: 31.03 – 30.04.

Последний день срока: если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день! 20 марта 2011 года – день подачи декларации – перенесли на 21 марта.

Исключение: взносы в ФСЗН (п. 11 Положения, утв. Указом от 16.01.09 г. № 40 – предшествующий день).

Принудительное исполнение налогового обязательства.

Налоговое обязательство (ст.36 НК) – это обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Налоговое обязательство прекращается его исполнением, т.е. уплатой причитающихся сумм налогов. В случае неисполнения налогового обязательства, производится принудительное его исполнение. В соответствии с главой 6 НК, принудительное исполнение происходит в виде взыскания налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком влечет:

1. Принудительное исполнение налогового обязательства

2. Уплату пеней

3. Применение меры ответственности

В случае неисполнения налогового обязательства наряду со взысканием могут применятся:

§ приостановление операций по счетам плательщиков в банке (ст.53 НК)

§ арест имущества (ст. 54 НК).

Порядок взыскания различается в отношении организаций и физических лиц плательщика.

В отношении организация – бесспорный порядок – т.е. неуплаченная сумма налога взыскивается на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

В отношении физических лиц действует судебный порядок взыскания.

Взыскание с организаций производится в бесспорном порядке в следующей последовательности: взыскиваются денежные средства со счетов в банке, наличные денежные средства, производится бесспорное взыскание средств со счетов дебиторов плательщика. В отношении иного имущества организации применяется судебный порядок взыскания.

За счет денежных средств на счетах плательщика:

1. принятие решения руководителя (заместителя) налогового органа. в решении указываются счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумма, подлежащая взысканию. Исключение: денежные средства на благотворительных счетах, корреспондентских счетах, счетах по учету бюджетных средств;

2. доведение решения до сведения банка, где открыты счета плательщика на бумажном носителе или в виде электронного документа;

3. исполнение банком в первоочередном порядке не позднее одного банковского дня со дня получения им этого решения. При этом приостанавливаются все другие расходные операции по счёту плательщика. Если денежных средств недостаточно – исполняется оп мере поступления денежных средств.

Взыскание за счет наличных денежных средств организации:

На основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Должно содержать указание на сумму, подлежащих взысканию. При этом наличные денежные средства подлежат сдаче в банк для их зачисления в бюджет в день их взыскания.

Взыскание за счет дебиторов (см. листик).

Для взыскания за счет дебитора необходима справка наличия дебиторской задолженности, которая оформляется на основании сведений, предоставленных плательщиком в налоговый орган, согласно ст. 22 НК. Так же справка может оформляться на основании проверки, проведенной налоговым органом, либо на основании заявлении плательщика об уступке требования кредитора и документа, подтверждающего наличие соответствующей задолженности. Таким документом может являться акт сверки между дебитором и плательщиком. Выносится решение руководителя или заместителя на основании которого оформляется платежная инструкция банку и производится взыскание налогов.

Взыскание за счет имущества плательщика (ТОЛЬКО В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ):

Налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счёт иного имущества плательщика. При этом, взыскание производится последовательно в отношении имущества, не участвующего в процессе производства и в отношении иного имущества.

Взыскание с физ лиц – только в судебном порядке п.5 ст. 59 НК, новелла – налоговый орган может к нотариусу с заявлением о совершении исполнительной записи - только в случае согласия плательщика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: