Виды универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Младший школьник должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

На уроках технологии можно формировать и развивать:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, за счет регулярной постановки проблемы, поскольку создание любого изделия требует определить выбор материалов, способ изготовления и дальнейшего использования.

- гордость за достижения отечественных ученых, космонавтов, летчиков, художников, архитекторов и др. при выполнении различных моделей и рассказе учителя или подготовленного ученика о том кто эту вещь изобрел, придумал или изобразил. Пример, модель самолета С-37 «Беркут», или выполнение из конструктора грузовых автомашин «КамАЗ» и др.

- представления о материальной и духовной культуры мира как продукте творческой предметно–преобразующей деятельности человека, развиваются эстетические представления и критерии на основе художественно-конструкторской деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

– оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

– волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальныедействия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

На основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей) дети учатся знаково-символическому моделированию – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

При выполнении моделей различных видов техники, изделий в технике оригами и других видах деятельности у детей развиваются умения ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. При этом учащиеся учатся формулировать проблему и самостоятельно создавать способы ее решения.

При выполнении макетов различных архитектурных сооружений и т.п. дети осознают синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

На уроках технологии студенты учатся: сравнивать и классифицировать объекты; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы.

Коммуникативные действия обеспечивают умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем. На занятиях, при выполнении различных поделок в коллективной форме у младших школьников развивается умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: