Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Младший школьник должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
На уроках технологии можно формировать и развивать:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, за счет регулярной постановки проблемы, поскольку создание любого изделия требует определить выбор материалов, способ изготовления и дальнейшего использования.
- гордость за достижения отечественных ученых, космонавтов, летчиков, художников, архитекторов и др. при выполнении различных моделей и рассказе учителя или подготовленного ученика о том кто эту вещь изобрел, придумал или изобразил. Пример, модель самолета С-37 «Беркут», или выполнение из конструктора грузовых автомашин «КамАЗ» и др.
- представления о материальной и духовной культуры мира как продукте творческой предметно–преобразующей деятельности человека, развиваются эстетические представления и критерии на основе художественно-конструкторской деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
– оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
– волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальныедействия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
На основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей) дети учатся знаково-символическому моделированию – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
При выполнении моделей различных видов техники, изделий в технике оригами и других видах деятельности у детей развиваются умения ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. При этом учащиеся учатся формулировать проблему и самостоятельно создавать способы ее решения.
При выполнении макетов различных архитектурных сооружений и т.п. дети осознают синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
На уроках технологии студенты учатся: сравнивать и классифицировать объекты; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы.
Коммуникативные действия обеспечивают умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем. На занятиях, при выполнении различных поделок в коллективной форме у младших школьников развивается умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.