Единичное - особенное - общее

Парные категории, которые образуют основные категории диалектики.

Категории диалектики

Категории - это универсальные формы мышления, формы обобщения реального мира, в которых находят свое отображение общие свойства, черты и отношение предметов объективной действительности. В категориях диалектики фиксируется, отображается общее в вещах. Абстрагирование - это умственный процесс отклонения от одних свойств вещей и концентрация внимания на другие. В категориях диалектики фиксируется, отображается общее в вещах. Итак, не берется к вниманию тс, что есть в них конкретным, отличным. Категории являются результатом очень высокого уровня процесса абстрагирования.

Диалектика как наука, сумма знаний, как система категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы диалектики.

Единой точки зрения нет, но ряд философов вычленяет следующие основные группы категорий диалектики:

Группа, охватывающая которые выявляют наиболее общие характеристики категорий и сознания: "материя", "связь", "движение", "развитие", "отражение", "сознание", "бытие".

Группа характеризующая проблематику познания мира: "познание", "объект", "субъект", "образ", "чувственное", "рациональное", "истина", "заблуждение".

Группа, позволяющая сформулировать основные законы диалектики: "тождество", "различие", "противоположность", "противоречие", "борьба", "количество", "качество", "мера", "отрицание".

Группа позволяет сформулировать не основные категории, законы диалектики, так называемые парные категории.

Категории несут ряд функций:

1 янаучно-познавательная, категории закрепляют достигнутые в науке рубежи. В них фиксируются существенные свойства и отношения реального мира. Они способствуют адекватному отражению действительности.

2 ямировоззренческая

3 яметодологическая, стадии, узловые пункты, ступени познания действительности.

2 большие группы:

1 Выражает "устройство", организованность, бытия, «е-о-о», «ф-с».

2 Выражает всеобщие связи детерминации «с-я», «п-с», «н-с», «в-д».

Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е-О-О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. А общее:

Фалес - вода, Анаксимандр - алейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира.

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств, в которых отражается индивидуальность.

Крайним проявлением единичного - уникальное.

Но во всяком отдельном есть черты, которые повторяются - это общее.

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее.

Особенное - категория для обозначения таких признаков, которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное.

Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного.

В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво.

Форма и содержание.

Категория Ф присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бекон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант - форму противопоставляет содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель считает, что материя есть единство С и Ф.

Содержание – это материальная часть предмета, совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер, тип.

Форма - это идеальная часть предмета, способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.

Закон диалектики: всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга).

Альтернативы диалектики:

Метафизика - это учение о сверхчувствительных, недоступных опыту принципы и начала бытия. Он был впервые применен в связи с классификацией философского наследства Аристотеля Андроником Радоским (1 ст. к н.э.). Со временем термин " метафизика " приобрел другое, более широкое философское значение. С точки зрения метафизики как концепции развития и метода познания старое полностью откидывается новым, поскольку они являются противоположностями, которые исключают одна одну.

В понимании источника развития, движения, изменения. Метафизика его серьезно и не исследует, находит его вне самых предметов и явлений, которые есть недостаточным с точки зрения науки.

С точки зрения метафизики, "механизмом" перехода от старого до нового качества есть изменение, количественное преобразование существующего вне качественных изменений, скачкообразного развития, когда возникает новое качество на основе количественных изменений.

В понимании сути истинного знания. Метафизика исключает синтез противоположных определений.

Метафизика рассматривает познание как результат.

Альтернативность метафизики - построение однозначной, статической и умозрительной картины мира, подмена действительно целостного постижения его абстрактными конструкциями. Она пытается дать завершенную и неизменяемую мировоззренческую систему, которая с точки зрения диалектики недостаточна и потому неприемлема.

В самом деле, Софистика (с греч. - соображение, основанное на намеренном нарушении законов логики) за многими своими признаками приближается к метафизике. Софистика строится на неправильном выборе исходных положений.

Эклектика (с греч. - выбираю) - это алогичная концепция, которая строится на своевольном выборе координат; на случайном объединении разных сторон вещей; на игнорировании их существенных отличий; на субъективистском объединении элементов, положений разных учений, концепций. Она не является ни теорией развития, ни теорией познания, ни методом, ни мировоззрением.

Догматизм (из греч. - положение, что воспринимается на веру, без доведения) - антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при решении их не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени. Догматизм - это определяющая характеристика консервативного мышления. Она отображает закостенелость человеческой мысли, ее временную ослеплённость, неспособность к самодвижению. Раз есть определенная истина, то она правильная для любого случая, для любых условий развития.

Релятивизм (с греч. - релятивный, относительный) - теоретико-познавательная концепция, которая выходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличение момента ее относительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: