В соответствии с этическим кодексом социальный педагог рассматривается как работник социально-педагогической службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни.
Обязательные качества социального педагога:
§ эмпатичность,
§ психологическая грамотность,
§ деликатность,
§ тактичность,
§ гуманизм.
Социальный педагог должен обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой. Он обязан уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав человека, иметь твердые нравственные принципы.
Основные позиции социального педагога:
Ø Не поучать, не приказывать, не запрещать.
Ø Вдохновлять и побуждать клиента к действию и инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинства и уникальность своей личности.
Ø Уметь слушать клиента.
|
|
Ø Проявлять выдержку.
Ø Понять проблему и ситуацию.
Ø Войти в его положение.
Ø Проявить деликатность, чувство такта.
Ø Быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения конфликта.
Ø Уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт.
Ø Быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, а также другими субъектами социальной работы.
Ø Обеспечивать субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему помощи.
Ø Уметь быть неформальным в работе с клиентами, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем. Строить взаимоотношения на основе диалога на равных.
Ø Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия.
Ø Не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинства.
Ø Предупреждать возможность не гуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности, или группе людей.
Ø Защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения.
Ø Соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки введения кого-либо в заблуждение, или нечестные действия.
Ø Всегда действовать в интересах клиента.
Ø Уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политике.
Ø Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся в ходе профессиональной деятельности.
|
|
Ø Полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных.
Ø Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях.
Ø Участвовать в обсуждении и оценках ситуации только с профессиональной целью.
Ø Уважать и не разглашать тайну доверенную клиентом.
Ø Принимать плату за услуги только на законных основаниях.
Ø Не принимать ценных подарков за выполненную работу.
Ø Стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации.
Ø Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях.
Ø Защищать и усиливать достоинства и частоту профессии.
Ø Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействии, соблюдая деликатность и справедливость.
Ø Принимать меры против не этического поведения любого из своих коллег.
Ø Содействовать развитию благосостояния общества.