Чувства или эмоция - переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций — объективнаядействительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием,— вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.
По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства:
|
|
1. Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
2. Собственно эмоции в отличие - более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении.
3. Предметные чувства - возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные
4. Общие ощущения. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их различают, — разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов.
Функции эмоций:
1. Отражательная (оценочная) - выражается в обобщенной оценке событий.
2. Побуждающая - необходимо наличие мотивационного возбуждения.
3. Подкрепляющая - воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность.
4. Переключательная - побуждают человека к изменению своего поведения, ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях.
5. Коммуникативная (мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации) - являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.