Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания.
Философия вознила около 2,5 тыс. л.н. в Др. Востоке (предфилософия, т.к. доминировали мифологические и религиозные представления).
В подлинном смысле возникла в VII—VI вв. до н. э. в Др. Греции
Факторы:
1. демократический общ. строй,
2. расширение хоз.-эк. и культурных контактов, показавшее узость собственных представлений о мире,
3. сомнение в мировоззренческой состоятельности
Предмет философии – круг охватываемых философией проблем.
1. проблема окружающего мира (Что явл. первоначалом? Конечен ли мир? В чем единство и многообразие мира?);
2. проблема человека (Смысл существование? Свободен? Смертен? Как жить?);
3. проблема отношений человека и мира (возможно ли познание мира? критерий истинности знаний?).
Концепции возникновения философии:
1. Мифогенная:(Гегель)
▪ единственный источник происхождения философии - предфилософский миф;
▪ Гегель не проводил различия между мифом и религией, миф - мировоззренческая часть любой религии;
▪ философия возникла в процессе рационализации мифа.
2. Гносеогенная
▪ возникает из науки.
3. Гносеомифогенная
▪ три источника философии:
- религиозно-мифологические представления;
- научные знания;
- житейской мудрости.
Основные разделы философии (структура философии):
▪ Историко-философский;
• Онтология - учение о бытии;
• Гносеология – философия познания;
• Философская антропология – учение о человеческом бытии;
• Аксиология – философия ценностей;
• Праксеология – учение о практическом отношении чел-ка и мира;
• Социальная философия – философия общества;
▪ Этика – наука о морали и нравственности;
▪ Эстетика;
▪ Логика – наука о з-нах и методах познания.
● Начинает складываться в VII в. до н.э.
● формируется под влиянием восточных мифологических и философских учений.
● является исторически 1й попыткой сформировать рациональную картину мировоззрения.
► устройство мира объясняется не действиями богов, а рациональными принципами, на кот. основан порядок мира;
► поиск первопричины, истины истинного познания
► исследование природы человека, его нравственного предназначения и свойств его души.
Периодизация:
1. Досократовский (VII—VI вв. до н.э.) – размышления о космосе и природе;
2. Классичесткий (V—IV вв. до н.э.) – о человеке;
3. Эллинистический (III—II вв. до н.э.) – о положении человека о обществе;
4. Римский (II в. до.н.э. – 529 н.э.) – религиозное мышление, развитие мистики и нового мира;
Милетская школа – 6-5 вв. до н.э. ( родоначальник Фалес ):
Фалес: основа всего сущего – вода – не конкретная форма, а аморфное, текущее сосредоточение материи;
Анаксимандр: первооснова сущего беспредельное,
Анаксимен: первооснова – воздух.
Элейская школа – 6-5 вв. до н.э.:
Парменид: сформулировал и ввел понятие «бытие» (неподвижно, едино, цельно, неделимо и сплошь однородно); не существует множества, существует единое.
Зенон: выявление противоречий между разумом и чувствами (апории – непреодолимых затруднениях мышления, если оно признает наличие небытия и следствие подобного признания – движение и дискретность бытия).
Школа пифагорейцев -6-4 вв до н.э.:
Пифагор: 1й, кто назвал свои рассуждения философией; учение о метемпсихозе, т.е. переселении душ умерших людей во вновь родившиеся; вопрос о соотношение вещей.
Гераклит (2/2 VI в. до н.э.):
▪ первооснова - огонь;
▪ природа и общество изменчивы, причина – борьба противоположностей;
все существующее переходит из одного состояния в другое, в мире нет ничего неподвижного; возникновение и исчезновение, бытие и небытие, жизнь и смерть связаны между собой, переходят друг в друга.
Демокрит (460—370 до н.э.):система атомизма:атомы – мельчайшие частицы, составляющие предметы и вещи окружающего мира. Они обладают величиной и тяжестью. Движение, присущее атомам, передается их столкновениями. Поскольку же развитие универсума жестко детерминировано механическим движением атомов, то нет места для объективного существования случайности.
Софисты впервые создали науку о слове. Нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их открытию в будущем.
Сократ (469—399 до н.э.): метод диалектического спора, его цель - достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника.
Платон (427—347 до н.э.): ученик Сократа
▪ всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею
▪ учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей
▪ метод познания – диалектика (умение возводить все единичное и частное к общей идее и низводить ее планомерно к единичным элементам);
▪ учения об идеальном государстве – общества, состоящего из 3 социальных групп (правители –философы; стратеги – воины; производители – землевладельцы и ремесленники)
Аристотель (384 – 322 до н.э.): обобщение, логическая переработка всей предшествующей ему философской мысли;
основа всякого бытия - первоматерия. Наипростейшей ее определенностью являются 4 элемента – огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи - результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они — суть соединения материи и формы.
6 видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места». Движение присуще самим вещам, связано с неподвижным Перводвигателем (Богом).
Государство - развитое сообщество общин, а община – развитая семья. Идеал государства – общество, кот. опирается на частную собственность, на орудия труда, рабов и землю.
2 противоположных типа хозяйства – «экономика»(цель – разумное удовлетворение хоз. потребностей) и «хрематистика» (цель –неограниченная нажива, беспредельное приобретение и накопление).
Формулирование логического закона противоречия и закона исключенного третьего.