Классификация методов управления.
Методы классифицируются по различным признакам (критериям):
по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;
по отраслям и сферам применения — в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;
по роли на различных этапах жизнедеятельности организации — методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации, банкротства;
по степени опосредованности воздействия — прямые и косвенные;
по уровню обобщения управленческих знаний — методы теории и практики управления; по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п.;
по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др. В отношении последнего из упомянутых критериев разнообразие методов особенно велико.
|
|
Существуют методы инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.
Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия на административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические.
В наиболее общей форме сущность системного подхода состоит в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности в единстве его внешних и внутренних связей. Категория «системный подход» включает два термина — «системный» и «подход». Смысл термина «подход» в том, что здесь речь идет о направлении рассмотрения того или иного предмета, процесса, явления, в котором должна быть реализована применительно к объекту система методологии исследования. Для каждой такой предметной области подход должен иметь определенные особенности.
Термин «системный» имеет тот смысл, что подход должен использовать определенную систему принципов и методов, имеющих общезначимую основу и вместе с тем обладающих специфическими чертами, обусловленными спецификой конкретной предметной области, теоретического исследования или практической деятельности.
|
|
Исходными для системного подхода являются понятия «системность» и «система». «Системность» — атрибут, т. е. неотъемлемое существенное свойство объективного мира, одна из его важных характеристик. Сущность системности в том, что все процессы, явления, вещи в объективном мире находятся во всеобщей связи и взаимодействуют как объекты относительно обособленные, обладающие качественной и количественной сторонами и изменяющиеся во времени и пространстве. Подчеркнем три характеристики понятия «системность»: всеобщая связь всех процессов и явлений; относительная обособленность и самостоятельность предметов, вещей, явлений проявляется в том, что они обладают количественной и качественной сторонами; взаимодействие относительно обособленных предметов, вещей, явлений друг с другом.
Взаимодействующие и изменяющиеся во времени и пространстве вещи, предметы, явления представляют собой системы.
Системный подход — это способ мышления по отношению к организации и управлению [76, с. 79]. В Философском энциклопедическом словаре под редакцией JI. Ф. Ильичева дается следующее определение системного подхода: «Системный подход — это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем» [134]. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.
Системный подход к объекту и предмету исследования означает рассмотрение объекта и предмета исследования одновременно и как особой системы (более или менее мощной, более или менее сложной), и как элемента (подсистемы) более общей системы. Но такое определение хотя и характеризует сущность системного подхода, является недостаточным, поскольку не раскрывает основные черты его содержания. Развернутое определение наряду с общей дефиницией включает дополнительно требование анализа исследуемого объекта в шести логических срезах (аспектах): элементном, структурном, функциональном, интегративном, коммуникативном и историческом.
Элементный аспект состоит в выявлении элементов, входящих в исследуемую систему, определении уровня общности системы, ее мощности.
Структурный аспект предполагает установление структурных характеристик системы: тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости.
Функциональный аспект состоит в выявлении функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, в дублировании функций.
Интегративный аспект заключается в выяснении цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, в выявлении основного звена, обеспечивающего сохранение объекта исследования как целостной системы.
Коммуникативный аспект означает определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, тесноты этих связей.
Исторический аспект предполагает исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени и на этой основе прогнозирование перспектив на будущее. «Системный подход основывается на общей теории систем,» которая в первую очередь связана с именами А. А. Богданова, Л. Берталанфи, П. К. Анохина и др.
А. А. Богданов (псевдоним Малиновский) (1873 - 1928) — крупный русский философ, экономист и публицист, автор значительного труда «Всеобщая организационная наука (тектология)». А. А. Богданов разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Он утверждал, что предметом изучения тектологии должны являться организационные принципы и законы, общие для всех систем - сознательной деятельности людей, их психических и физических комплексов, живой и мертвой природы. Весь мир — та или иная организация опыта.
|
|
Л. Берталанфи (1901 — 1971) был сторонником системного подхода. Он утверждал, что если основной признак живого - организация, то исследования отдельных частей целого не смогут дать полного описания живого организма.
Значительный вклад в развитие системного подхода внес советский ученый-медик П. К. Анохин (1898 — 1974). Он разработал теорию функциональных систем, которая рассматривала деятельность организма в целом как единую систему. Адаптированная, исправно функционирующая система способна отторгнуть лишний элемент, но если какая-нибудь функциональная ее часть выйдет из строя, то под угрозой будет работа системы в целом. Теория П. К. Анохина оказала большое влияние на развитие кибернетики, биологии, медицины, психологии и других наук.
Системный подход рассматривает любую фирму, производственное предприятие, организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
Система - единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами потому, что они динамично взаимодействуют с внешней средой [76, с. 694].
Система — противоположность хаосу, она состоит из связанных между собой элементов, образующих определенную целостность, единство. Мир в целом есть сверхсложная система, которая в свою очередь состоит из множества больших и малых
систем.
Машины, компьютеры, телевизоры - все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего
свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы [76, с. 79].
|
|