Пряжников Н. С. Психологический смысл труда

Источник: Пряжников, Н. С. Пихологический смысл труда. М., 1997

Идея Цитата в тексте
Гуманизация труда Система Тейлора в узком и широком смыслах Психотехника. Три основные проблемы по Мюнстербергу. Основные положения Гастева Первые лаборатории профориентации Зависимость развития профориентации от реального уровня свободы в данном обществе Предмет, объект и субъект психологии труда 2 аспекта труда по Марксу Фромм, отчужденность Ощущение собственной значимости Леонтьев: сознание-деятельность Професия, специальность Квалификация Профессиограмма Психограмма Системная профессиограмма Основные методы проофессиографирования Классификация систем взаимодействия человека с машиной Основные элементы системы «человек-машина» Основные условия проектирования рабочего места оператора Специфические проблемы компьютерных средств Субъективность по Слободчикову Парадоксы Профессиональное самоопределение и личностное самоопределение Человек выбирает не профессию, а то, что эта проф может ему дать Социальные роли и стереотипы Два основных типа ориентации по Фромму Проблема профконсультирования (субъективн. – объективн. психологические пространства) Суть проф самоопределения в поиске смысла в выбираемой деятельности Большинство выбирают не профессии, а образ жизни ощущение собственной значимости важнее денег Элита, элитарность Основные группы показателей эффективности по Климову Требования к показателям оценки профконсультационной работы Специфический предмет проф. самоопределения «наблюдается общая тенденция развития представлений о труде — постоянное повышение роли самого человека в выполняемой работе, постоянная гуманизация труда.» «надо различать: 1 — систему Тейлора в узком смысле (как совокупность эффективных методов, принципов и взглядов на организацию и управление трудом); 2 — тейлоризм в широком смысле как социальное явление (определенный подход про извлечению максимальной прибыли с использованием передовых достижений науки).» «Один из основателей психотехники Г.Мюнстенберг писал: «Психотехника — есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры»... В дальнейшем понимание психотехники сузилось до современного понимания психологии труда... Он выделял три основные проблемы психотехники (см. Мюнстенберг, 1922-1923): 1) выбор подходящих людей с помощью профотбора и профконсультации, где профконсультация — это совет; профконсультация со временем должна занять более важное место в работе психотехников (на этой основе Ф.Парсонс предложил «трехфакторную модель» выбора профессии); 2) достижение наивысшей производительности труда; 3) достижение желаемых психологических эффектов (например, воздействие экономики на личность работника...).» «Для знакомства с историей отечественной психологии труда (и психотехники) полезно рассмотреть взгляды А.К. Гастева (…). Основные положения его подхода можно свести к следующим (см. Гастев, 1972): 1) очень уважительное отношение к системе Тейлора («надо ближе держаться к. Тейлору»); 2) тезис — «никакая техника не поможет, если не воспитается новый тип работника»; 3) основные стадии «организационного тренажа» (научной организации труда — НОТ), называемый также иногда «педагогической тренировкой»: 1 — общая гимнастика («чистая техника движений»); 2 — имитация работы (задача — приучить человека к соответствующей данной работе нагрузке); 3 — настоящая работа (задача — отрепетировать «до автоматизма» трудовые операции). 4) использование своеобразных «испытательных сроков»; например, для руководителей предлагался 0,5-годовой «испытательный срок» (для составления «психологического портрета»); общая логика организации такого «срока» строилась от простой «исполнительской инициативы» по организации своего рабочего места к последующим более сложным планирующим задачам (при этом считалось, что исполнительская работа дается труднее распорядительской, поэтому надо сначала самому научиться подчиняться, научиться организовывать простые элементы своей работы...). 5) для воспитания НОТ в быту использовалась специальная «хронокарта» (учетный документ для записи бюджета времени)...; 6) основное правило совместного труда — это скрывать, а не выставлять свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не собственное «я», а общие интересы... (?). 7) таким образом, во взглядах А.К. Гастева имеется много ценного, но много и противоречивого (например, предыдущее положение, где личность работника фактически отодвигается на второй план).» «Первые лаборатории профориентации возникли в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Если поначалу главная задача состояла в трудоустройстве безработных, затем — в выдаче рекомендаций на основании психодиагностических обследований (тестирования), то уже к 70-м годам акцент перемещается в сторону формирования самостоятельно делать профессиональные выборы.» «существует определенная зависимость развития профессиональной ориентации от реального уровня свободы в данном обществе. Так, если в России в 20-х годах при относительной свободе (в период нэпа) возникли первые профориентационные службы, то уже в 30-х годах, в эпоху тоталитаризма профориентация сворачивается, в 50- 60-х годах (хрущевская «оттепель») профориентация вновь возрождается, но уже с конца 60-х по середину 80-х годов (период брежневского «маразма») профориентация приобретает примитивные формы, где на первом месте оказываются не интересы личности, а интересы государства, обороны и т.п. В период «перестройки» вновь появляются надежды на подлинную демократию в России и вновь активно развивается профессиональная ориентация, но с 1991 года профориентация, хотя и не запрещается, но приобретает более примитивные формы. Получается, что профессиональная ориентация (особенно в школе) — это одно из самых уязвимых направлений практической психологии... Если поначалу ее «прикрывали» политическими методами (30-50 годы), затем — бюрократическими (конец 60-х — середина 80-х годов), то в последнее время под разговоры о «свободе» и «демократизации общественной жизни» используются уже экономические способы, то есть отсутствие должного финансирования профориентационой практики.» «для психологии труда предметом выступает субъект труда вообще. Сам субъект обычно рассматривается как «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на «объект». Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)». Другими словами, объект — это «преемник» воздействия, а субъект — инициатор воздействий в общей системе «субъект — объект»» «К.Маркс рассматривал труд в двух аспектах: 1) качество труда (это конкретный труд, его содержание); 2) количество труда (это «всеобщий труд», «абстрактный труд», который можно выразить в его общеприемлемой «стоимости»)» «Говоря об «отчужденном характере», Фромм определяет его как потерю человеком идентичности, как разъединение (отчуждение) человека и дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит ценность «продажи своего труда». В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в «товар» на «рынке труда и услуг»» «Если по К.Марксу труд опредмечивается в капитале, по Э.Фромму главной особенностью трудящегося человека становится его идентичность своему делу (ощущение этой идентичности), то все равно остается открытым вопрос: каковы же смыслы трудовой деятельности, которые во многом и определяют труд конкретного человека (заметим, что только выходя на уровень смыслов деятельности конкретного человека, мы сможем рассматривать труд как психологическое явление).» «Введение понятия «ощущение собственной значимости» позволяет выделить новые смыслы трудовой деятельности конкретных людей. Важно также подчеркнуть, что человек в своем труде стремится к лучшему, а в идеале — стремится к самому лучшему, к элитному. При этом ощущение собственной значимости (в идеале — собственной элитарности) позволяет по-новому анализировать и проблемы, возникающие при распределении благ, получаемых в труде.» «А.Н.Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания. Им была выдвинута гипотеза о том, что сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношения к ней субъекта», а главным толчком к возникновению сознания служило появление новой формы деятельности — коллективного труда»» «Профессия — это группа родственных специальностей (например, профессия — врач, специальность — врач-терапевт; профессия — учитель, специальность - учитель физкультуры...).» «Квалификация — это уровень профессионального мастерства. Выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т.п., а также реальную квалификацию, то есть тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.» «В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.» «Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами — ПВК.» «В современной профессиографии существует еще одно важное понятие — системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).» «В психологии труда выделяют следующие основные методы профессиографирования (см. Иванова, 1992, с. 37-49): 1. Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности. Среди организационных методов выделяются: 1) сравнительный метод (исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах — для «сравнения»); 2) лонгитюдный метод («срезовый», многолетний, который проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда; используется при прогнозировании эффективности труда данных людей, в решении кадровых вопросов и др.); 3) комплексный подход, объединяющий различные междисциплинарные исследования.» «Общая логика организации профессионального обучения во многом аналогична логике организации профотбора: на основе операционально-технологического изучения профессии выделяются ее психологическая структура и соответствующие ПВК. Задачей профессиональной подготовки (доподготовки, или переобучения) является фактически формирование (или дальнейшее развитие) необходимых для данной профессии качеств. Конечно, в идеале задача профессионального образования представляется как формирование готовности у субъекта труда самостоятельно осваивать методы и способы профессионального самообразования и саморазвития в труде, но также с учетом требований данной профессии.» «Системы взаимодействия человека с машиной (системы «человек—машина» — сокращенно СЧМ) можно классифицировать по следующим основаниям (см. Основы инженерной психологии, 1979, с. 63-70): A. По степени участия в работе системы человека: автоматические (без человека); автоматизированные и неавтоматизированные. Б. По целевому назначению системы: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские. B. По характеристике «человеческого звена» («человеческого фактора»): моносистемы (один человек) и полисистемы (несколько человек-операторов). Г. По типу взаимодействия человека и машины: непрерывное или эпизодическое взаимодействие.» «При проектировании систем «человек—машина» СЧМ традиционно рассматривают следующие основные элементы системы: средства отображения информации, органы управления машиной, рабочее место оператора» «Можно выделить следующие основные условия проектирования рабочего места оператора: 1) должно быть обеспечено достаточное рабочее пространство для оператора; 2) достаточные физические, зрительные и слуховые связи между работниками; 3) оптимальное размещение рабочих мест в помещунии, а также безопасные и удобные проходы; 4) необходимое естественное и искусственное освещение; 5) допустимый уровень акустического шума и вибрации; 6) необходимые средства защиты от опасных и вредных производственных факторов (физических, химических, биологических и психофизиологических).» «Психолог труда, а также любой пользователь ЭВМ не должен забывать, что техника, даже самая совершенная и привлекательная — это всегда лишь средство, но не цель деятельности. В частности, компьютерные средства труда порождают специфические проблемы их использования, которые можно разбить на следующие условные группы: 1) гигиенические, медицинские проблемы, связанные с появлением новых профессиональных заболеваний (заболевания глаз, истощение нервной системы и др.) и, соответственно, определяющих новые подходы к разработке и организации работы специалистов, активно использующих компьютеры в своей деятельности; 2) «компьютеризация» человеческого мышления, появление «искусственных людей» и «искусственной интеллигенции», о которой уже говорилось выше, что связано с сильным влиянием самой логики работы компьютерных программ (основанных на законах рассудка, но не разума и, в итоге — значительно упрощенных по сравнению с потенциалом человеческого мышления); при этом известная ограниченность даже самых совершенных компьютеров (отсутствие эмоций, неспособность к абстракциям и по строению сложных образов и т.п.) постепенно формирует и ограниченного человека; 3) все возрастающая цена сбоев и ошибок в системе «человек—компьютер», когда целые производственные системы и комплексы зависят от работы компьютерных систем, программы которых все чаще начинают выступать в качестве главных управленческих элементов этих систем; 4) быстрая смена поколений ЭВМ вынуждает человека-пользователя все больше времени тратить на поиск и освоение новых компьютеров, а также на освоение все более и более новых программ работы; сюда же можно отнести и нерешенные еще во многом проблемы, связанные с «несостыковкой» различных программ.» «Субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека... Субъективность — это исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия. Субъективность составляет родовую специфику человека...» «применительно к психологии труда как к науке, изучающей человека в трудовой деятельности, чем больше субъект познает себя, тем в большей степени должна была бы и снижаться степень его субъектности, поскольку человек уже «познавший себя» неизбежно начинает как бы манипулировать собой (или существенной, «познанной» частью себя). Данный парадокс (Парадокс 1) также снимается тем, что по мере познания и самопознания неизбежно расширяются границы непознанного; важно лишь, чтобы субъект труда (и самопознания в этом труде) воспользовался открывающимися ему перспективами еще более захватывающего самопознания и не становился «самоманипулятором». В этой связи возникает следующий парадокс (Парадокс 2): с одной стороны, многие связывают самоопределение личности с трудом и с работой, но с другой стороны, неясно, для чего же сама эта работа, каков ее смысл? Известно, что многие люди трудятся лишь для того, чтобы на получаемое за работу вознаграждение реализовывать совсем иные свои потребности, далекие от данного труда (что-то купить, «попутешествовать», создать возможности для реализации своих увлечений, для внепрофессионального творчества и т.п.). Для кого-то труд — это своеобразное «обеспечение тылов», тогда как на «переднем плане» — стремление заняться более интересным и личностно значимым делом.» «Более сложным представляется соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение». Профессиональное самоопределение — это более конкретное образование, его проще оформить официально (в виде диплома, сертификата и т.п.). Личностное самоопределение обычно гораздо сложнее представить в виде официальных заслуг и достижений (например, «диплом» на право называться Личностью не дает...). Профессиональное самоопределение больше зависит от благоприятных для данной деятельности условий (например, оленеводу нечего делать в Центральной Африке), а личностное самоопределение — больше зависит от самого человека (часто именно в неблагоприятных условиях личность по-настоящему проявляется, закаляется и развивается...). Это также может быть отнесено к разряду парадоксов (Парадокс 3), поскольку получается, что только в неподходящих, трудных условиях можно говорить о личностном самоопределении. На самом деле и в благоприятных условиях всегда есть возможность проявить себя более творчески, чем это обычно делают некоторые окружающие люди, пресытившиеся и самодовольные. Более того, часто внешне «благополучные» условия и исторические эпохи оказываются для истинно творческих людей (носителей подлинной трудовой субъектности) более «вязкими» в плане самопроявления, поскольку вокруг обычно существует слишком много «соблазнов» для того, чтобы не производить, а потреблять... (Парадокс 4).» «При соотнесении типов и уровней самоопределения могут обнаруживаться такие парадоксальные ситуации, когда человек, самоопределяющийся по «личностному» типу, на самом деле никак не может считаться подлинной личностью (Парадокс 5). Например, у человека есть возможность не только реализовать себя как личность (по своим интеллектуальным способностям он может создавать новые социальные роли), но из-за своей лени (или по другим причинам) полноценно реализовать эту возможность он не пытается, например, пьянствует, опускается, ноет о том, что его «не понимают» и т.п. Таким образом, типы — это лишь возможности самоопределения, а уровни — это реализация таких возможностей, причем, по настоящему личность (субъект самоопределения) проявляет себя именно через уровни.» «Развитие субъекта труда через освоение конкретной профессиональной деятельности позволяет сформулировать следующий парадокс (Парадокс 10): полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности).» «К сожалению, не все психологи выходят на уровень полноценного формирования собственного стиля профессиональной деятельности, как бы «застревая» на некоторых этапах. Парадоксальность этой ситуации в том, что некоторым психологам так намного «удобнее», спокойнее, «комфортнее», им даже очень нравится «не высовываться», хотя именно профессия психолог позволяет в наше время проявлять свой творческий потенциал намного больше, чем в других видах труда. Удивительно, что такое «застревание» на не самых интересных этапах своего профессионального развития многими воспринимается как вполне нормальное явление (Парадокс 11).» «(Парадокс 15): человек выступает субъектом собственного труда не «сам по себе», а как самостоятельный элемент окружающего его мира (в ходе их взаимодействия), который лишь постепенно может повышать уровень своей субъектное™ (осознанной спонтанности), но никогда не становится полностью свободным от мира.» «часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).» «В социальной психологии выделены и такие важные для профконсультирования понятия как социальные роли и социальные стереотипы. Социальная роль (по Д.Миду) — это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.). Социальный стереотип (по У. Липману) — это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе...).» «Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм. Он выделил два основных типа характера (типа ориентации) человека: 1 — плодотворную ориентацию и 2 — неплодотворную. При этом сам «характер — это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера» (Фромм, 1992, с. 63).» «психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленными в сознании данного человека), так и общепринятыми, объективными (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми). Проблема профессионального консультирования состоит еще и в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения и субъективные пространства, выделяете и «желаемые» самим клиентом, и реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя).» «Мы определяем сущность профессионального и жизненного самоопределения как поиск смысла в выбираемой (осваиваемой или уже выполняемой) деятельности и во всей своей жизнедеятельности в целом, а также поиск смысла в самом процессе самоопределения (Пряжников, 1995; 1996). Недаром, еще Н.А.Бердяев отмечал, что само «искание смысла уже дает смысл жизни» и собирался «посвятить свою жизнь этому исканию смысла» (Бердяев, 1990, с. 74).» «большинство людей выбирают не столько профессии, сколько образ жизни, где профессия выступает в качестве одного из средств, одного из путей к привлекательному образу жизни. Напомним при этом, что сам образ жизни часто связывается с уровнем жизни, а также с местом человека в общественной иерархии...» «можно выделить что-то более важное, чем даже деньги. Это — ощущение собственной значимости. Мы назовем это ощущением собственной элитарности, ведь человек стремится часто к лучшему, в том числе — стремится самого себя сделать лучше (лучше самого себя и лучше других...).» «можно сделать вывод о том, что различные уровни рассмотрения элитарности сильно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга и включают в себя особые психологические моменты, связанные с выбором субъектом самоопределения путей, условий и факторов, которые способствуют достижению специфически понимаемого этим субъектом элитного идеала.» «элита просто не может существовать без подчитывающей (и даже больше — питающей) ее массы. Без массы элита теряет свой смысл. Интересный вопрос: если элита не может обойтись без массы, то может ли масса существовать и процветать без элиты? — Вероятно, пока не может, чем и объясняется преклонение многих людей перед различными кумирами, искусственно созданными «звездами», «харизматичными» идолами, а то и просто перед удачливыми («предприимчивыми») негодяями, олицетворяющими для многих их несостоявшиеся мечты. Но и в наше довольно конформистское время, когда сложно иметь свое собственное мнение и мировоззренческую позицию, все-таки находятся люди, способные не идентифицировать себя ни с безликой, но всесильной массой, ни с «общепризнанной» элитой. Именно такие люди, независимо от формального образования и социального положения, и составляют настоящий «элитный фонд данной страны и ее народа.» «Е.А.Климов выделил основные группы отсроченных по времени показателей эффективности: 1) успешность, реалистичность данного выбора; 2) удовлетворенность человеком совершенным выбором; 3) «психофизиологическая цена» за такую успешность» «Основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы: 1) компактность, удобство при практическом использовании; 2) возможность оценивать профессиональное самоопределение во всей целостности (с выделением самого существенного); 3) сочетание количественных и качественных методов оценки, затрагивающих не только внешние действия и поступки, но и внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопределяющегося человека; 4) «понятность» критериев и показателей не только для профконсультанта, но и для самих подростков (для возможности самооценки успешности своих профессиональных выборов); 5) учет изначальной готовности оптанта к решению своих проблем и сотрудничеству с профконсультантом; 6) прогностичность оценок, которая позволила бы не только оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некоторый достигнутый результат), но и рассматривать сам процесс профессионального самоопределения в его динамике и, таким образом, предсказывать предполагаемые результаты.» «Специфический предмет профессионального самоопределения — это специально организованное психолого-педагогическое взаимодействие с человеком (клиентом, оптантом) с целью оказания помощи (в идеале — формирование готовности к «самопомощи», то есть готовности решать свои проблемы самостоятельно) в поиске смыслов будущей профессиональной деятельности, а также в нахождении смыслов в самом процессе самоопределения (сначала совместного с профконсультантом, а впоследствии и самостоятельного). владение специфической способностью оптанта к самостоятельному и осознанному самоопределению, постепенно формируемой в совместной деятельности с педагогом (профконсультантом).» «Знание и владение психологом данными методами во многом определяет эффективность профессионального самоопределения. При этом возможны ситуации, когда профориентационная помощь оказывается не какими-то конкретными методиками, а в большей степени благодаря интуиции, импровизации, профессиональному и жизненному опыту специалиста, когда собственно профконсультационные методики (в традиционном понимании) выполняют лишь вспомогательную, «фоновую» роль, а в наиболее интересных и сложных случаях и вовсе откладываются профконсультантом в сторону, дабы не смущать клиента и не пытаться сложнейшие проблемы человеческого бытия (проблемы самоопределения и поиска смысла жизни) «втискивать» в ограниченные рамки этих методик.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: