Судебные процедуры банкротства

1. Наблюдение.

2. Финансовое оздоровление.

3. Внешнее управление.

4. Мировое соглашение.

5. Конкурсное производство.

6. Упрощенные процедуры банкротства. В законе названо 2 таких процедуры: банкротство отсутствующего должника (органы управления которого отсутствуют) и банкротство ликвидируемого должника.

Элементы характеристики:

· Цель процедуры

· Арбитражный управляющий и его статус

· Правовые последствия введения

· Основные особенности

· Полномочия органов управления должника

· Срок проведения процедуры.

· Основания и порядок прекращения соответствующей процедуры.

НАБЛЮДЕНИЕ.

Цель – обеспечить сохранность имущества должника/ проведение анализа финансового состояния должника/ составление реестра требований кредиторов/ проведение первого собрания кредитов.

Правовые последствия наблюдения.

Назначается временный управляющий.

Требования могут предъявляться только в соот. с законодательством о банкротстве.

Приостанавливается производство по делам о взыскании денежных средств и исполнение по имущественным взысканиям.

Запрет на зачет встречного требования.

Некоторые сделки только с согласия временного управляющего.

Запрет на выкуп акций/долей.

Реорганизация,/ликвидация/размещение облигаций/вход в др.ЮЛ – запрет

Завершается проведение – собранием кредиторов: решают либо ликвидировать, либо восстанавливать.

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ.

Цель – восстановить платежеспособность/ погасить задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности

Правовые последствия:

Административный управляющий.

Утверждается план финансового оздоровления и график погашения долга.

+ процедура как в наблюдении.

Ограничиваются функции органов управления. Сделки могут совершаться только с соглпасия совета кредиторов (большая сделка), с согласия административного управляющего – обыкновенная сделка.

Если не получается, то проводится процедура ВНЕШЕНЕГО УПРАВЛЕНИЯ.

Цель – восстановление платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Последствия:

Назначается внешний управляющей

Прекращаются полномочия органов управления и руководителя.

Введение моратория на удовлетворение требований должника. Есть исключения: продолжаются расчеты с должниками 1 и 2 категории (работники и т.д.)

Сделки должника судом признаются недействительными.

Комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника.

КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Цель – соразмерное удовлетворение требований кредитора.

Последствия:

Назначается конкурсный управляющий.

Прекращаются полномочия органов управления должника.

Срок исполнения всех денежных обязательств считается наступившим.

Прекращение начисления неустоек, процентов и иных санкций

Все сделки под запретом.

Сведения о финансовом состоянии перестают быть коммерческой тайной.

Все требования удовлетворяются в очередности, предусмотренной законом.

Текущие платежи – те платежи, требования по которым возникли в процессе производства банкротства (налоговые, коммунальные).

Текущие платежи тоже идут в очереди:

1очередь – судебные расходы, выплата вознаграждений арбитражному управляющему, оплата деятельности привлеченных лиц.

2очередь – оплата труда лиц, работающих по трудовому договору

3очередь – коммунальные платежи

4 очередь – требования по иным текущим платежам.

После текущих платежей – основной долг.

Три очереди:

1. Расчеты по обязательствам за причинение вреда жизни и здоровью, компенсация морального вреда.

2. Выплата выходных пособий, оплата труда лиц, работающих по договору (трудовому, авторскому).

3. Все остальные + налоговые платежи.

Если залог, то продают предмет залога.

Требования кредиторов, которые не удовлетворены из-за недостаточности имущества, считаются погашенными.

МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ.

Цель – прекращение производства по делу о банкротстве, путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Мировое соглашение имеет значение только в том случае, если оно утверждается арбитражным судом.

Мировое соглашение могут заключать кредиторы только 3 очереди.

Должна быть соблюдена форма мирового соглашения.

Должны быть соблюдены права 3-з лиц.

Мировое соглашение должно соответствовать требованиям законодательства.

Последствия утверждения:

Прекращение производства по делу о банкротстве

По стадиям банкроства прекращаются соответствующие действия (прекращение действия графика…)

Прекращаются полномочия арбитражных управляющих.

Должник или третье лицо приступают к погашению задолженности.

При расторжении мирового соглашения процедура банкротства восстанавливается.

АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ.

Гражданин РФ

Член одной из саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Имеет высшее образование.

Стаж не менее 1 года руководителем.

Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего 6 месяцев.

Отсутствие судимости за совершение умышленных преступлений.

Отсутствие наказаний.

Деятельность не является предпринимательской, является частной практикой.

Вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Виды:

Временный /Административный / Внешний / Конкурсный

Не мб ау: лица, в отношении которых ведется процедура банкротства, дисквалифицированные

Дополнительные требования: наличие высшего юридического/экономического образования; наличие определенного стажа в какой-либо сфере; проведение конкретного числа процедур банкротства.

Особенности банкротства:

ИП

Градообразующие предприятия

Кредитные организации

С/х товаропроизводители

Субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса.

16.02.2012

ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ.

Виды объектов:

· Имущество (вещи, включая деньги, ценные бумаги, а так же иное имущество).

· Имущественные права.

· Работы и услуги.

· Интеллектуальная собственность.

· Нематериальные блага (деловая репутация).

ü Виды имущества:

Одним из факторов, влияющих на правовой режим имущества, является деления имущества на движимое и недвижимое (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, здания, сооружения…).

Движимое имущество:

- товары;

- денежные средства;

- ценные бумаги;

- валютные ценности и др.

ü Понятие правового режима имущества.

Означает совокупность установленных законодательством правил по владению, пользования и распоряжения им.

Отнесение имущества к движимому/недвижимому оказывает влияние на првовой режим.

Существенное влияние на правовой режим оказывает правовые основания пользования имуществом.

А также влияние на правовой режим оказывает целевое назначение имущества.

ü Черты, отражающие правовой режим имущества в предпринимательской деятельности:

1. Обособление имущества. Для ЮЛ – это помещение имущества на балансе.

2. Обязательная оценка имущества. Методы оценки различны и зависят от того, для каких целей она проводится.

3. Обязательный учет в соответствии с правилами бухучета.

4. Имущество выступает основой реализации ответственности субъектов, именно за счет этого имущества субъекты несут ответственность по своим обязательствам. Изначально взыскание обращается на то имущество, которое не задействовано в хозяйственной деятельности, на готовую продукцию, и в последнюю очередь на недвижимость, оборудование.

5. Ограничения по распоряжению имуществом.

· Соблюдение особой процедуры совершения крупных сделок (генеральный директор может совершить крупную сделку, только с согласия одного из органов управления)

· Соблюдение антимонопольных ограничений при отчуждении и приобретении имущества.

· Реализация имущества по определенным (рыночным) ценам.

Главный параметр – правовые основания, на которых имущество находится у субъекта.

· Право собственности.

· Право хозяйственного ведения.

· Право оперативного управления.

· Договорные основания:

o Договор аренды.

o Договор финансовой аренды (лизинга).

o Доверительное управление.

o Совместная деятельность.

ПХВ и ПОУ – только для унитарных предприятий. При этом собственность остается государственной/муниципальной.

ü Право собственности

Собственник осуществляет право владения, пользования и распоряжения по своему усмотрению, своей властью, в своем интересе, не нарушая права и охраняемые законом интересы других лиц, в соответствии с законом и иными НПА.

Формы собственности:

1) Частная (ФЛ, ЮЛ)

2) Государственная (субъекты и РФ)

3) Муниципальная.

ü Право хозяйственного ведения.

Собственник в лице уполномоченных органов:

· Принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации унитарного предприятия (решает судьбу самого субъекта);

· Наделяет собственностью;

· Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества;

· Определяет предмет и виды деятельности;

· Утверждает устав предприятия;

· Назначает руководителя и заключает с ним договор (контракт).

Предприятия, осуществляющие право ХВ:

· Владеет имуществом, закрепляя его на балансе.

· Пользуется имуществом в соответствии с его назначением и видами деятельности.

· Распоряжается движимым имуществом самостоятельно.

· Недвижимым имуществом распоряжается с согласия собственника.

· Продукция и доходы от использования имущества поступают в хозяйственное ведение предприятия.

Согласие собственника требуется:

· При сделках с недвижимым имуществом.

· Сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также договоры простого товарищества.

· Сделки, в отношении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия.

· При совершении крупных сделок (стоимость более 10% уставного фонда или более 50 000 МРОТ).

ü Право оперативного управления.

Ø Субъект ПОУ – казенные предприятия.

Казенные предприятия пользуются имуществом в соответствии:

· С целями своей деятельности.

· С заданием собственника.

· С назначением имущества.

· В пределах, установленных законом.

Ø Распоряжаться имуществом с согласия собственника, без согласия собственника казенное предприятие может распорядиться только продукцией предприятия, из прибыли образуются фонды, свободный остаток прибыли подлежит изъятию в бюджет.

Ø Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Ø Собственник несет субсидиарную ответственность при недостаточности имущества казенного предприятия, так как уставный капитал не формируется.

ü Структурирование собственных средств хозяйствующего субъекта.

Собственные средства.

v Капиталы.

§ Уставный капитал (общества). Используется в деятельности ЮЛ. Он имеет значение для бухучета. Формируется за счет средств участников. Выполняет гарантийную функцию. Размер уставного капитала соответствует стоимости чистых активов.

§ Складочный капитал (товарищества).

§ Добавочный капитал. Он формируется за счет эмиссионных дохода в акционерных обществах, целевых поступлений, суммы переоценки основных средств с учетом инфляции.

v Фонды.

§ Паевой фонд.

§ Уставный фонд.

§ Резервный фонд.

v Резервы.

§ Резерв сомнительных долгов.

§ Резерв предстоящих расходов и платежей.

Специфика основных средств – учитываются по первоначальной стоимости, стоимость уменьшается в процессе амортизации, проводится переоценка основных средств.

К основным средствам относятся здания, сооружения, ТС, рабочее обуродование, земельные участки.

ü Оборотные средства.

Виды:

· Материально-производственные запасы: сырье, материалы, топливо; готовая продукция; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; товары, предназначенные для продажи; затраты в незавершенном производстве.

· Дебиторская задолженность.

· Денежные средства.

· Финансовые вложения.

Ø Правовой режим денежных средств:

С одной стороны –

Денежные средства выступают как самостоятельный объект – сделки по поводу денег (договор займа, уступка требований)

С другой стороны –

Денежные средства, как средства платежа.

На денежные средства могут быть обращены взыскания и, как правило, на них в первую очередь обращается взыскание.

Признание денежных средств имуществом влечет обязанность вести бухучет этого имущества.

Денежные средства – это часть чистых активов.

Денежные средства – предмет налогообложения.

Денежные средства – средства расчета: наличные/безналичные.

Как правило, безналичный расчет в формах, предусмотренных ГК РФ.

Наличный расчет возможен, но с некоторыми ограничениями:

- предельный размер расчета – 100 000 рублей.

- необходимо применять контрольно-кассовую технику (ФЗ от 22.05.03 № 54).

- сверх лимита денежные средства необходимо хранить в кредитных организациях (лимит устанавливается обслуживающим банком).

- денежные обязательства должны быть выражены в рублях (может быть использована валюта – ст.317 ГК).

ü Интеллектуальная собственность, как самостоятельный объект.

Результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, промышленные образцы, секреты производства…) – часть 4 ГК РФ.

Средства индивидуализации субъектов предпринимательства:

- фирменное наименование. Определяется в учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ. Фирменное именование содержит указание на организационно-правовую форму + собственное наименование. Полное фирменное наименование должно быть обязательно. Фирменное наименование не должно состоять только из слов, обозначающих род деятельности, нельзя – название ОГВ, ОМС. Защита права на фирменное наименование – требование прекратить пользование и возместить убытки)

- коммерческое обозначение. Для индивидуализации торговых. Промышленных и других предприятий. Не допускается, если способно ввести потребителя в заблуждение. Защита та же, что и у фирменного наименования. Отчуждение при неиспользовании в течение года.

Средства индивидуализации продукции, работ, услуг:

- товарный знак. Индивидуализация товаров ЮЛ.

- знак обслуживания.

- наименование места происхождения товара.

ü Коммерческая тайна

– в качестве самостоятельного объекта не называется в ГП, но это понятие широко используется в предпринимательстве. Коммерческая тайна сводится в ГК к ноу-хау.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю получить коммерческую выгоду (увеличить доходы, например).

Правовой режим включает в себя ряд элементов:

· Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну.

· Особенность – ограничение доступа

· Учет лиц, получивших доступ

20.02.12.

Тема. Правовое регулирование приватизации.

Бытует мнение, что эра приватизации прошла и рассматривать этот вопрос уже не актуально, однако, это не так. Несомненно, бум приватизации пришелся на 1990 год.

Законодательство за этот период прошло несколько этапов. Действующий закон – 3 по счету.

Нормативная база приватизации:

ü ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Этот закон определяет основные принципы. Не распространяет свое действие на землю (исключение для земель под приватизируемым зданием), природные ресурсы, объекты гос.резерва, жилые помещения, имущество, находящееся за границей РФ + при безвозмездной передаче определенного гос.имущества некоммерческим организациям.

ü Закон КО от 26.11.2002 «О приватизации государственного имущества в КО».

ü Постановления правительства РФ, которые регламентируют порядок проведения конкурсов и т.д..

Это нормативная база для ПП, существует также ряд специальных НПА, которые регулируют приватизацию отдельных (узких) сфер.

Приватизация государственного (муниципального) имуществавозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в собственность ФЛ или ЮЛ.

Приватизация – это всегда отчуждение, всегда меняется собственник, всегда возмездно, причем наиболее выгодно.

Цели приватизации:

· Формирование новых отношений собственности – ограничение доли государственной собственности в рыночной экономике, увеличение числа участников в рыночных отношениях.

· Создание конкурентных отношений.

· Повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

· Содействие стабилизации финансового положения РФ.

Этапы (периоды) приватизации:

o 1988 – 1990 период «неупорядоченной приватизации». Законодательство только-только формировалось. Первый закон РСФСР «О приватизации» был принят только в 1990 году, но уже в конце 80 годов уже шла смена собственности.

o 1990 – 1993 «чековая (ваучерная)» приватизации. Первоначально приватизация задумывалась в виде предоставления каждому гражданину именного чека и первый закон, который был принят – это «Об именных чеках», но реализовываться не стал. На основе Указа Президента была введена ваучерная приватизация, т.е. именные чеки были переведены в неименные. Именно в это время появляются первые олигархи.

o 1994 - … период денежной приватизации. В середине 1994 был принят очередной Указ Президента, в 1997 и 2001 году были приняты законы, которые подчеркивают возмездность приватизации.

Принципы денежной приватизации:

1. Равенство покупателей.

2. Открытость ОГВ и ОМС.

3. Самостоятельность ОМС.

4. Возмездность. Имущество отдается за деньги.

В процессе приватизации участие принимают несколько групп субъектов:

1. Собственники – РФ, субъекты РФ, МО.

2. Продавцы – специализированные государственные учреждения.

3. Покупатели – ФЛ и ЮЛ. Покупателями не могут быть унитарные предприятия; такие хозяйствующие субъекты, в которых доля государственной собственности более 25% (чаще всего акционерные общества).

Объекты:

1. По виду: государственная собственность, муниципальная собственность.

2. По содержанию: имущественные комплексы, акции открытых акционерных обществ, отдельные виды приватизируемого имущества (земли, здания, сооружения).

3. Порядок приватизации: есть те объекты, которые приватизируются в общем порядке; те объекты, которые приватизируются в особом порядке (социально-культурные); те объекты, которые приватизируются в особом порядке (объекты стратегического назначения).

Порядок приватизации – урегулированный законом, а так же программой приватизации процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнение.

Стадии порядка приватизации:

1) Включение объектов в прогнозный план или программу.

2) Определение состава подлежащего приватизации.

3) Определение цены объекта. Можно определить несколько цен – начальная (при оценочной деятельности)/нормативная (определяется Правительством).

4) Выбор способа приватизации. Самый важный этап, так как от него зависят дальнейшие действия. Законом названо 10 видов.

Способы приватизации:

1. Преобразование унитарного предприятия в ОАО 100% акций которого будет принадлежать государству.

2. Аукцион. Аукцион открытый по составу участников. Форма подачи заявления на участие закрытая – в конвертах (цену предлагают в конвертах). Первоначальная цена указывается в объявлении.

3. Специализированный аукцион. Проводится в отношении продажи акций в следующей форме: государство объявляет сколько акций оно выставляет на продажу, участники предлагают сумму, которую они переведут. Потом средства сводятся воедино и определяется цена одной акции.

4. Конкурс. Сходен с аукционом. Победитель также выбирается также из числа тех. Кто предложит наибольшую цену. Принципиальное отличие от аукциона – в конкурсе выдвигаются определенные условия (например, сохранение определенного количества рабочих мест; не менять профиль предприятия в течение определенного количества времени…).

5. Продажа акций, принадлежащих государству за пределами России. Расчеты допускаются в иностранной валюте.

6. Продажа акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Действуют рыночные механизмы. Характеризуется высокой динамикой. Фондовые биржи.

7. Продажа посредством публичного предложения. Применяется в тех случаях, когда не удается продать имущество на аукционе или конкурсе. Устанавливается начальная цена, период, через который цена меняется и устанавливается шах, на который меняется цена. Победителем признается тот, кто первый подаст заявление. Если цена уже спустилась до норматива, то используется продажа без определения цены.

8. Продажа без определения цены – принцип «кто сколько даст», цена указывается в конвертах.

9. Внесение государственного имущества в уставный капитал (до 25%).

10. Продажа по результатам доверительного управления.

Если чистая стоимость превышает минимальный размер уставного капитала ОАО – используется способ преобразования в ОАО.

Если балансовая стоимость более 5 млн МРОТ – аукцион.

При несостоявшемся аукционе – публичное предложение, потом продажа без определения цены.

5) Если речь идет о конкурсе, то определяются условия.

6) Публикация информации.

7) Предоставление покупателями заявок с документами.

8) Выявление победителя.

9) Заключение договора купли-продажи с победителем.

10) Исполнение этого договора, т.е. оплата приватизируемого имущества.

Законным средством платежа признается валюта РФ – рубли (за исключением случаев, когда акции продаются за пределами РФ).

Не допускается передача кредиторам муниципального/государственного имущества в зачет внутреннего долга.

Запрещается обмен г/м имущества на имущество, находящееся в частной собственности.

Порядок оплаты: оплата осуществляется единовременно и лишь в ограниченных способах разрешается рассрочка (на срок не более 1 года; если применяется рассрочка, то применяются проценты; до полной оплаты имущество находится в залоге); никаких льгот не имеется.

19.03.2012.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности.

Основные понятия: Конкуренция, монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция, доминирующее положение на ранке определенного товара, антимонопольный контроль.

НПА:

· ФЗ «О защите конкуренции» от 27.06.2007

· ФЗ от 13.03.2006 «о рекламе»

· ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях»

· Положение о федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004.

Конкуренция – обязательный атрибут рыночной экономики. В ходе конкуренции удается снизить издержки производства.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Виды конкуренции:

1) Совершенная (свободная) конкуренция.

2) Несовершенная конкуренция:

· Чистая монополия

· Олигополия

· Монополистическая конкуренция

К числу признаков свободной конкуренции относятся:

1. Неограниченное число участников конкуренции.

2. Абсолютно свободный доступ на рынок.

3. Однородность определенных товаров.

4. Неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночными ценами.

5. Полная информированность каждого участника конкуренции.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ, при осуществление предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Признаки недобросовестной конкуренции:

1. Может совершаться только действиями.

2. Эти действия – правонарушения.

3. Цель действий – получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

4. Результат действий – убытки и вред деловой репутации для конкурентов.

Формы недобросовестной конкуренции:

1) Распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту.

2) Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара.

3) Некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров.

4) Незаконное использование в торговом обороте результатов интеллектуальной деятельности.

5) Получение и использование информации, составляющей коммерческую тайну.

6) Незаконное использование результатов интеллектуальной собственности.

7) Получение и использование информации, содержащих коммерческую тайну.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признаваемые законодательством монополистической деятельностью.

Доминирующее положение – положение, дающие хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке, или устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, или затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольный орган определяет, кто занимает доминирующее положение (выбирается из реестра организаций, которые имеют более 35% доли на рынке). Презумпция доминирующего положения – 50% и более.

Нарушение – злоупотребление доминирующем положением:

1. Установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены.

2. Создание препятствий доступу на товарный рынок другим субъектам.

3. Навязывание конкуренту невыгодных условий договора.

4. Экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договора.

5. Изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены.

6. Необоснованное сокращение или прекращение производства товара, на который имеется спрос.

7. Нарушение установленного порядка ценообразования.

Правовые средства антимонопольного регулирования:

1) Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

2) Выдача предписаний хозяйствующим субъектам и органам исполнительной власти.

3) Обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями.

4) Ведение реестра хозяйствующих субъектов (более 35%).

5) Установление доминирующего положения.

6) Государственный контроль за экономической концентрацией.

7) Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов.

8) Проверки соблюдения антимонопольного законодательства.

9) Привлечение к ответственности за его нарушение.

Антимонопольный контроль:

- предварительный, когда органы имеют возможность заблаговременно оценить последствия крупных сделок.

- текущий – проверки соблюдения антимонопольного законодательства.

- последующий (полномочия).

Государственный контроль за экономической концентрацией:

Создание/реорганизация ком.организаци с предварительного согласия антимонопольного органа..

Сделки с акциями.

И т.д.

Естественные монополии – удовлетворение спроса эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами; спрос в меньшей степени зависит от изменения цены товара.

Сферы естественных монополий:

- транспортировка нефти по магистральным трубопроводам.

- транспортировка газа.

- ж/д перевозки.

- Услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах.

- Передача тепло- и электроэнергии.

- использование инфраструктуры внутренних водных путей.

Методы регулирования естественных монополий:

1) Ценовой метод – управление цен (тарифов) или их предельного уровня.

2) Неценовой метод – через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установление минимального уровня обеспечения потребителей.

Нарушения антимонопольного законодательства.

Группы:

1. Нарушение правовых запретов – нарушение запрета на злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию…

2. Неисполнение возложенных на хозяйствующие субъекты обязанностей (непредоставление документов, информации).

3. Злоупотребление субъективным правом.

4. Превышение компетенции (применительно к антимонопольным органам).

Ответственность.

1. Уголовная.

Ст.178 – монополистические действия и ограничение конкуренции.

2. Административная.

Ст.14.3, 14.6, 14.9, 14.10, 19.5, 19.8 КоАП.

3. Гражданско-правовая.

- признание недействующими НПА и ненормативных актов ОИВ, ОМС и иных органов, если акты противоречат антимонопольному зак-ву.

- признание торгов недействительными.

- признание сделок – недействительными.

- возмещение убытков.

2.04.2012.

Тема. Налоговое регулирование предпринимательства.

Институт налогового права в системе ПП предполагает изучение основных прав/обязанностей налогоплательщиков, принципов налогообложения.

Налоговое регулирование включается в себя:

· Установление принципов налогообложения.

· Определение круга налогоплательщиков.

· Становление перечня взимаемых налогов и сборов, элементов налогообложения.

· Закрепление прав и обязанностей налогоплательщиков.

· Ведение учета налогоплательщиков.

· Контроль за исчислением и уплатой налогов.

· Предоставление налоговых льгот.

· Применение специальных налоговых режимов.

· Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов.

· Привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Принципы налогообложения – группы:

1. Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя.

· Публичная цель взимания налогов – на содержание государства.

· Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов – сущностная составляющая – налоги взимаются в денежной форме.

· Принцип ограничения специализации налогов и сборов - финансирование для различных статей бюджета.

· Принцип установления, изменения и отмены налогов законами – налоговое законодательство – совместное ведение РФ и субъекта РФ – исчисление и распределение.

· Принцип установления налогов в должной процедуре.

· Принцип ограничения форм налогового правотворчества – недопущение подзаконного нормотворчества.

2. Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков.

· Принцип юр.равенства.

· Принцип всеобщности налогообложения.

· Принцип равного налогового бремени.

· Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод.

3. Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

· Принцип единства налоговой политики.

· Принцип единства системы налогов – налоги могут взиматься только те, которые прямо указаны в федеральном законодательстве. Субъекты РФ могут ввести или не ввести тот или иной налог, но не новый.

· Принцип разделения налоговых полномочий.

Понятие налога и сбора.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж (не предполагается встречного обязательства), взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) МО.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с ЮЛ и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов ГО, ОМС, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Система налогов.

1. Федеральные.

· Налог на добавленную стоимость.

· Акцизы.

· Налог на доходы ФЛ.

· Налог на прибыль.

· Налог на добычу полезных ископаемых.

· Водный налог.

· Сборы за пользование объектами животного мира.

· Государственная пошлина.

2. Региональные.

· Налог на имущество организаций.

· Налог на игорный бизнес.

· Транспортный налог.

3. Местные.

· Земельный налог.

· Налог на имущество ФЛ.

Страховые взносы – следующий вид обязательного платежа.

ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ…» от 24.07.2009.

Тарифы страховых взносов меняются:

- пенсионный – 26% (2010 – 20%).

- фонд социального страхования – 2,9 %

- ФФОБС – 2,1% (2010 – 1,1%)

- ТФОМС – 3% (2010 – 2%).

Специальные налоговые режимы:

1. Единый с/х налог.

2. Упрощенная система налогообложения.

3. Единый налог на временный доход для отдельных видов деятельности.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Элементы налогообложения:

- Объект налогообложения.

- Налоговая База.

- Налоговый Период.

- Налоговая Ставка.

- Порядок исчисления налога.

- Порядок и сроки уплаты.

Права и обязанности налогоплательщиков.

Льготы – дают преимущество, в том числе не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов:

1. Залог

2. Поручительство

3. Приостановление операций по счетам в банках

4. Арест имущества налогоплательщика

5. Пеня.

Залог и поручительство используются тогда, когда ставится вопрос об изменении срока уплаты налогов (например, отсрочка платежа).

Приостановление операций – когда налог не уплачен в срок. Запрет ставится на все расходные средства.

Арест – если есть основания подозревать, что налогоплательщик скроется.

Пеня – за каждый день рассрочки из расчета 0,03 % от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

16.04.2012.

Тема. Бухучет, аудит и отчетность.

НПА:

ФЗ от 21.11.2006 «О бух учете».

ФЗ от 6.12.2011 «О бух учете» - не вступил в силу (вступает в силу в следующем году).

ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности».

Налоговый кодекс

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены Постановлением Правительства от 23.09.2002.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 «О мерах по проведению обязательного аудита».

Бухгалтерский учет.

Представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Задачи бухучета:

1) Формирование полной и достоверной информации об организации и ее имущественном положении.

2) Обеспечение информацией, необходимой внешним и внутренним пользователям для контроля за соблюдением законодательства.

3) Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Правила ведения бухучета:

1) Обязательность ведения бухучета.

2) Требование ведения бухучета в рублях.

3) Имущественная обособленность.

4) Непрерывность ведения бухучета.

5) Требование сплошного учета.

6) Ведение учета методом двойной записи – каждая операция отражается в данных бухучета в счетах два раза – в дебите и кредите.

7) Требование документирования хозяйственных операций – создание первичных документов – накладные, приходные ордеры.

8) Составление документов на русском языке.

9) Требование бухгалтерской регистрации.

10) Требование оценки имущества и обязательств.

11) Требование раздельного учета текущих затрат и капитальных вложений.

12) Требование инвентаризации имущества и обязательств.

Учетная политика организации.

Совокупность способов ведения бухучета – первичного наблюдения, стоимостью измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Элементы учетной политики:

· Рабочий план счетов

· Формы первичных документов

· Порядок проведения инвентаризации

· Методы оценки активов и обязательств

· Правила документооборота и технологии обработки учетной информации

· Порядок контроля за хозяйственными операциями

· Другие решения, необходимые для организации бухучета.

Налоговый учет.

Система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ – ст.313 НК РФ.

Отчетность:

Бух

Налоговая

Консолидированная финансовая

Статистическая

Нормативная база:

ФЗ о бухучете

НК РФ

ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности»

ФЗ от 13.05.1992 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности».

Состав бух отчетности:

· Бух баланс

· Отчет о прибылях и убытках – форма Ф-2

· Приложение к ним, предусмотренные НПА

· Пояснительная записка

· Аудиторское заключение, если в соответствии с законодательством организация подлежит обязательному аудиту.

Налоговая отчетность.

Те налоговые декларации, которые подаются в налоговую. По сути представляют расчет налогов.

Аудиторская деятельность – проведение аудита и оказание сопутствующих услуг. Осуществляемые аудиторскими компаниями и ИП.

Аудит – проверка бух отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги:

1. Постановка, восстановление и ведение бухучета.

2. Составление бух отчетности.

3. Консультирование (экономическое, финансовое, бухгалтерское, управленческое).

4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.

5. Правовое консультирование и представительство в судебных органах.

6. Оценочная деятельность.

7. Составление бизнес-планов, разработка и анализ инвестиционных проектов.

8. Обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Принципы аудита:

· Независимость

· Объективность

· Конфиденциальность (аудиторская тайна)

· Профессиональная компетентность и добросовестность.

Условия осуществления аудиторской деятельности – членство в саморегулируемой организации, наличие аттестата.

Обязательный аудит:

ОАО

Кредитные организации

Страховые организации

Государственное регулирование аудита. Вырабатывают политику в сфере аудита. НПА. Ведет реестр саморегулируемых организаций. Аттестация аудиторов. Анализ состояния рынка аудиторских услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: