Труд
Труд – использование человеческого времени, энергии и способностей для производства и распределения товаров и услуг.
Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая способностью и возможностью участвовать в трудовой деятельности.
Экономически активное население – часть населения, проявляющая трудовую активность.
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.
Факторы, определяющие спрос на труд:
-степень насыщенности спроса на отдельные товары
- производительность труда
-использование современных технологий
-состояние экономики
-спрос на потребительские товары.
Факторы изменения спроса на труд:
-технический прогресс
-изменение цен на другие ресурсы (изменились цены на машины, которые заменяют труд человека)
-структурные сдвиги в экономике (быстрое распространение компьютеров, программист- престижная работа)
Факторы, определяющие предложение труда:
-численность населения
-численность экономически активного населения
-уровень квалификации
-уровень зарплаты
-социальная и налоговая политика государства
Равновесная цена труда – совпадение количества людей, готовых заняться профессией и количества рабочих мест.
Виды труда:
Физический Умственный
Простой Сложный
Производительный Непроизводительный
Квалифицированный Неквалифицированный
Работа – использование человеческой энергии, времени и способностей для производства товаров и услуг с ожиданием эквивалентной компенсации.
Зарплата – цена за труд.
Виды зарплаты:
- Повременная
- Сдельная
- Номинальная (сумма денег за работу)
- Реальная (количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату)
Безработица – наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.
Виды безработицы:
- Фрикционная – самостоятельное перемещение работника с одного места на другое.
- Структурная – связана с переквалификацией работников и структурными изменениями в экономике. Фрикционная + структурная = естественная безработица или полная занятость.
- Циклическая – в условиях кризиса
- Сезонная
- Скрытая – переход на сокращённый режим работы.
Уровень безработицы = Общая численность безработных / численность экономически активного населения х100%.
Увеличение числа рабочей силы при неизменном числе безработных приведёт к понижению уровня безработицы.
Последствия безработицы:
- недоиспользование экономического потенциала общества
-понижение уровня жизни населения
-потеря работником профессиональных навыков.
Ловушка бедности – ситуация, при которой безработный, получающий пособие по безработице, прекращает поиски работы, так как возможная зарплата меньше пособия по безработице.
Пособие: первые три месяца 75%, последующие четыре- 65 %, затем – 45%. Платится не больше 12 месяцев.
Научно-техническая революция
НТР – скачок в развитии производительных сил, переход их на качественно новый уровень, связанный с коренными сдвигами в системе научных знаний.
Этапы НТР:
- 60-70е годы – автоматизация производства. НТР проходил в СССР в недрах ВПК.
- 70-е-настоящее время – компьютерная или информационная революция.
Последствия НТР:
«+»
- Переход на интенсивный путь развития
- Ускоренное развитие инфраструктуры
- Урбанизация – рост городского населения
- Изменение облика рабочего класса (квалифицированные, контролёры, регулировщики, наладчики)
- Благоприятные условия для развития образования и здравоохранения
- Рост контактов
- Превращение науки в решающий фактор развития общества
- Стимулирует развитие производства
«-»
- Безработица
- Экологические проблемы
- Проблемы для здоровья
- Сильная зависимость общества от информационных технологий
- Вмешательство в личную жизнь человека.
Маркетинг – предпринимательская деятельность от того момента, как товар произведён до того, как товар попал к потребителю.
Этапы маркетингового исследования:
- Изучение внешней среды (политическая стабильность, степень благоприятности национального законодательства в предпринимательской деятельности, состояние финансовой системы, жёсткость стандартов, состояние финансовой структуры, культурные традиции, географическое положение, климатические условия).
- Определение сегментации рынка. Сегмент рынка – группа потребителей с однотипной реакцией на товары. Согласно закону Парето или закону 20 на 80, 20 % покупателей приобретают 80% конкретного товара. Задача – вычислить эти 80%.
- Разработка продукта. Продукт - то, что предложено потребителю. Продукт включает в себя:
А) собственно продукт – эксплутационно-технические характеристики
Б)окружение продукта – устойчивость поставки, послепродажный сервис, цена, дизайн, удобство приобретения, качество.
Согласно закону 20 на 80, на производство собственно продукта тратится 80% средств, а на окружение – 20%, но желание при покупке на 80% вызывается окружением и только на 20% собственно продуктом. Каждый продукт находится на рынке только определённое время.
- Установление цены продукта.
Повышение прибыли возможно:
- повышение цены при постоянных издержках
-уменьшение издержек при постоянной цене
-уменьшение цены и издержек
-увеличение скорости оборота капитала
5. воздействие на потребителя.
Критерием эффективности маркетинга является рыночная доля.
Рыночная доля – доля продаж определённого продукта данной фирмы в общем объёме продаж этого продукта на рынке.