Существенный признак отклоняющегося поведения
Тест
Типы семей
Педагогически несостоятельные | Характеризуется тем, что родители проявляют определенную активность в воспитании, детей, но делают это неумело. Их воспитательные воздействия на подростков непоследовательны и неосновательны. Они обычно испытывают затруднения в выборе методов воспитания, опираясь чаще всего на свой предшествующий опыт воспитания в семье, воссоздавая обстановку, в которой когда-то воспитывались сами. |
Педагогически пассивные | Родители не проявляют необходимой социальной активности. Они в силу объективных причин (длительная болезнь, частое отсутствие, большая занятость) или причин субъективного характера (отсутствие единой точки зрения на проблемы семьи, разлад между родителями, частые ссоры и конфликты) не могут должным образом обеспечить правильное воспитание. В таких семьях взаимоотношения между родителями напряжены, конфликтны, проявляются во взаимном равнодушии или неприязни. |
Антипедагогические | В таких семьях складывается потребительская психология, неуважительное, а иногда просто пренебрежительное отношение к общественным нормам и ценностям, к людям и их делам. Родители своим поведением (накопительство, стяжательство, иногда пьянство, разврат) создают в семье антипедагогическую обстановку. |
Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения:
|
|
Медицинский аспект | Педагогическая направленность | Социально-психологический аспект | Психолого-педагогический аспект | Нравственно-правовой аспект |
Кащенко выделяет: Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные неустойчивостью, противоречивостью; повышенная возбудимость; быстрая острота симпатий и антипатий к людям | Страхи навязчивости; двигательная расторможенность; Заикание; побеги из дома; расстройство аппетита; патологическое фантазирование | патогенная дезадаптация; психосоциальная дезадаптация; социальная дезадаптация | трудновоспитуемые дети; педагогически запущенные подростки; подростки-правонарушители | несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность; делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо не имеют противозаконного содержания |
1. Конфликт
2. Направленность
3. Адаптация
4. Реабилитация
5. Социализация
6. Поступки
1. Психобиологических и социально - педагогических
2. Индивидуальных
3. Групповых
4. Социально-групповых
5. Индивидуально-биологических
3. Про какой возраст можно сказать: «переходный», «сложный», «критический»
1. Подростковый
2. Дошкольный
3. Младший-школьный
4. Средний школьный
5. Старший школьный
6. Дошкольный и подростковый