Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Добавь словечко»
- В жарких странах живут ловкие, хвостатые... (обезьяны).
- В жарких странах живут большие, толстоногие... (бегемоты).
- В жарких странах живут сильные, гривастые... (львы).
- В жарких странах живут пугливые, быстрые, полосатые... (зебры).
- В жарких странах живут горбатые, длинноногие... (верблюды).
- В жарких странах живут пятнистые, длинношеие... (жирафы).
- В жарких странах живут огромные, сильные... (слоны).
2. Объявление темы.
Логопед выставляет предметные картинки с изображениями названных животных и спрашивает у детей, какие из этих животных могут быть домашними. (Верблюды, обезьяны, слоны.) Логопед говорит детям, что сегодня они узнают историю о том, как слон спас своего хозяина. Эту историю написал Б.С. Житков.
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Объяснение слов: индус (человек, который живет в Индии), ударить оземь (с силой кинуть на землю).
- О ком говорилось в этом рассказе?
- Куда и зачем отправился хозяин со слоном?
|
|
- Почему слон перестал слушаться хозяина?
- Как поступил хозяин со слоном?
- Кто появился из-за кустов?
- Что хотел сделать тигр?
- Как слон защитил себя и своего хозяина?
- Почему хозяин стал раскаиваться в своем поступке?
- Как нужно относиться к животным, которые живут рядом с нами?
4. Физкультминутка «Жираф».
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак)
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа детьми.
После повторного чтения логопед предлагает детям рассказывать так: сначала расскажите, куда отправился хозяин со слоном, затем, кто напал на них, и закончите тем, как слон спас хозяина. Логопед: «Скажите, о чем вы будете рассказывать вначале, как продолжите и чем закончите свой рассказ». (При ответе на вопрос дети закрепляют план построения своего высказывания.)
7. Итог занятия.
- О чем говорилось в рассказе?
- Как вы относитесь к своим домашним питомцам?
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Цели:
коррекционно-образовательные:
- обучать детей понимать содержание картины;
- учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
- учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
- активизировать словарный запас;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Семья» (рис. 16).
Предварительная работа: рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; чтение художественных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик-помогай».