Культуры и страны мира можно — опять условно — поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения

Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей.

Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры.

Нормативная функция

Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные и сложные комплексы: право, мораль, идеология.

Всю совокупность существующих в обществе норм — а их великое число, мы даже неподозреваем, насколько много их в современном обществе, — условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом — слабо или вовсе не связанные с ними.

Один полюс назовем ценностным, а другой рациональным (неценностным).

Рис. 1. Континуум культурных норм

Удивительно, но все известные нам комплексы норм — мораль, право, идеология — сконцентрировались на ценностном полюсе.

Рациональный остался голым. Непонятно, зачем он вообще нам понадобился. Но не будем спешить с решением.

Существует множество правил, норм, запретов, которые никак не назовешь ни моральными, ни правовыми, ни идеологическими.

Скажем, правило «обходи идущего навстречу справа» абсолютно внеоценочно. Трудно назвать его моральным, юридическим или идеологическим. Оно прагматическое, утилитарно-практическое, но не универсальное.

В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не существовало этого правила и в традиционном, например племенном или сельском, обществе, где никакой уличной толпы просто нет.

Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в

современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.

Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур.

Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии.

Здесь почти всякое явление жизни, тем более культурное явление, как-то обозначено, нормировано, оценено. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разработанные правила этикета.

Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенности культуры обычаями и традициями.

Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой аспект культурных норм — меру их жесткости.

Считается, что чрезмерная регламентация поведения характерна для обществ с бедной культурой.

Противоположным состоянием общества является аномия — отсутствие каких-либо норм изаконов (от лат. anomia — отсутствие норм).

Оба крайних положения — нормативная недостаточность и нормативная избыточность, жесткость и слабость норм — одинаково плохо сказываются на современном обществе.

Регламентация поведения — и мягкая, и жесткая, — которая вытекает из нормативной функции, неизбежно накладывает ограничения на свободу действий человека.

Нормы, а их в окружающей жизни бесчисленное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязанностей, мы обязательно что-то подавляем в себе. А всякое подавление связано с неудовольствием, напряжением, конфликтностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: