Билет 9
Реформа функций и структуры исполнительной власти
Один из первых шагов по реформированию исполнительной власти был связан с
аудитом государственных функций, которым в 2003 г. занималась Комиссия по
административной реформе при Правительстве РФ. Впервые в российской истории были
проанализированы установленные в нормативных правовых актах функции государства
и подготовлены рекомендации по сокращению «избыточных и дублирующих» функций.
Однако на практике значимого сокращения государственных функций не произошло,
хотя избыточных и дублирующих насчитывалось около 30% от общего числа.
Уменьшение избыточных функций и полномочий государственных органов
является известным, аксиоматичным условием повышения эффективности государства.
Эта работа не должна стать одноразовой кампанией, поскольку в этом случае не будут
созданы гарантии оптимизации бюрократии в будущем. Необходим постоянно
работающий механизм, позволяющий поддерживать оптимальный состав полномочий
|
|
органов исполнительной власти и препятствующий неэффективному государственному
вмешательству в экономику и другие сферы жизни общества.
Ключевое значение в административной реформе принадлежит идентификации и
упразднению избыточных функций.
Чтобы идентифицировать избыточные, каждая функция должна быть проверена:
на соответствие целям и задачам государственной политики в определенной сфере
общественных отношений; на адекватность формы и методов реализации функции
целям и задачам государственной политики в определенной сфере общественных
отношений; на соответствие минимально необходимому уровню власти.
Для определения избыточности функции необходимо сопоставить цели и задачи
указанной функции с целями и задачами, предусмотренными нормативными правовыми
актами и политическими документами. К таким нормативным правовым актам следует
отнести Конституцию (в особенности главу первую, в которой сформулированы цели
государства), программы социально-экономического развития Российской Федерации,
планы действий Правительства РФ, программы и концепции развития определенной
отрасли (сферы общественных отношений), утвержденные Президентом РФ и
Правительством РФ, а также основополагающие международные конвенции и договоры.
К политическим документам относятся послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ на текущий год и бюджетное послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ на текущий год.
Анализ на адекватность форм и методов реализации функции целям и задачам
государственной политики выявляет, насколько способы реализации функции
|
|
позволяют достигнуть заявленной цели и решить поставленные задачи
государственного регулирования. Значение легитимности функции состоит в том, что
на основе данного критерия функция может быть признана избыточной
безотносительно к двум вышеуказанным критериям, поскольку отсутствие надлежащей
правовой формы делает ее выполнение лишенным правовых оснований.
Функция может быть признана избыточной для данного уровня власти:
федеральной или региональной, если ее выполнение наиболее эффективно может
осуществляться на нижестоящем уровне власти в соответствии с принципом
субсидиарности.