Тема 6. Раннехристианское и позднеантичное искусство Италии

Живопись.

Тема 5. Искусство Древнего Рима

Общая характеристика. Древнегреческие, этрусские и местные художественные традиции легли в основу искусства Рима Древнего, которое развивалось на территории Италии с V в. до н. э. до V в. н. э. Период называется «романизаций Италии». Исчезновение множества этнических различий. Рим – музей под открытым небом. 499 г. города Лация (Латинский союз) признают приоритет Рима в регионе. Ромул и Рем. Ранняя легенда (ок. 490 гг. до н.э.) о похищении сабинянок (примеры в искусстве). Монументы, изображения военных трофеев. Отношение римлян к произведениям искусства.

Раннеримское искусство. Ок. III в. до н.э. в Риме насчитывалось 150 тыс. жителей. Экономическое процветание вело к расширению производства предметов роскоши. Для элиты привлекательными были образцы греческого искусства. Марсово поле, Капитолий, святилище Беллоны и др. храмы на пл. Арджентина, акведуки Аппиев и Старый Аниен.

Искусство конца республики и империи. Римские амфитеатры (от греч. Amphiteatron) появляются в I в. н.э. в Помпеях и Риме. Помпеи (осн. В VI в. до н.э.?) и Геркуланум (до 79 г.н.э.). Фрески.

Литература. В царствование императора Августа (63 г. до н. э – 14 г. н. э.), при его культе личности искусства страдали от ограничений (инакомыслящих изгоняли). Однако это был золотой век поэзии: Вергилий, Гораций, Проперций, Овидий – все писали в это время, а Ливий создал свою знаменитую историю Рима

Архитектура, градостроительство и скульптура. При Августе (63 г. до н. э – 14 г. н. э.) наблюдается период широкого планового строительства. Триумфальные ворота Августа. Форум Августа. Бани Агриппы. Пантеон. Цирк марцелла. Разрушение Иерусалима и главного храма иудеев (69 г.н.э.) приводит к его разграблению, а сокровища привозятся в Рим и воспроизводятся в рельефах, украшающих арку Тита на Виа сакра, ведущей к Капитолию.Среди всех искусств скульптура достигла наивысшего расцвета в первые два века н.э., особенно мемориальные рельефы Арки Тита и на Трояновом столпе (колонне Траяна). При Веспасиане (69-79 гг. н. э.) Рим восстанавливается после знаменитого пожара при Нероне и строится Амфитеатр Флавиев (Колизей – средневековое название). Триумфальная колонна Траяна. Адриан прославился великолепной виллой в Тиволи (134 г. н.э.). Династия Северов знаменита великолепными термами Каракаллы (216 г.н.э.); при этих императорах великолепие центра великой империи достигло своего максимального выражения.

Характеристика раннехристианского искусства. Христианские общины в Риме с 59 г. С утверждением христианства (II-III вв. н.э.), основанием Восточной Римской империи (390 г.) в Италии началось формирование христианского искусства, основанного на позднеантичных традициях, испытавшего сильнейшее воздействие искусства Восточных окраин бывшей Римской империи, оформившегося в стиль и канон известный нам как искусство Византии. В Италии местное, основанное на Византийских традициях искусство испытывает также влияние многочисленных варварских народов (готов, лангобардов, франков и др.), вторгавшихся, а затем завоевавших полуостров. Другие центры позднеантичной культуры: с 305 г. столица императорского двора – в Милане, с 402 г. – в Равенне. С 540 г. Италия вошла в состав Византии при Юстиниане, свою победу император увековечил строительством храма.

Искусство первых христиан в катакомбах II-V вв. н.э. в Риме (кат. Прискиллы), кат. на о. Сардиния). Живопись катакомб. Виды росписей, сюжеты. Декоративно-прикладное искусство.

Архитектура. В IV-VI вв. в Риме и других городах Италии сооружались базилики, великолепием убранства, не уступавшие древнеримским императорским постройкам (Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло фуори ле Мура - в Риме и др.), а также центрические культовые здания (церковь Сан-Витале в Равенне и др.). Остготские «варварские короли» - христиане правили из Равенны да 540 г., где построили дворцы, мавзолеи, храмы и др. сооружения, Теодорих строил и в Риме, Вероне, Павии. Дворец Теодориха в Равенне. Незавершенная гробница Теодориха.

Живопись. Храмы украшали многоцветные мозаики (Санта Мария Маджоре, церковь Санта-Костанца в Риме). Светотеневая моделировка и жизнерадостная красочность ранних мозаичных циклов, основанная на традициях античной художественной культуры, постепенно уступили место плоскостной, линеарной трактовке форм, изысканно звучные цветовые сочетания приобрели торжественную отвлечённость. Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне. Мозаики в гробнице Теодориха VI в. н.э.

Скульптура. В скульптурной резьбе долгое время сохранялись традиции позднеантичной орнаментики (капители колонн, алтарные преграды и пр.).

Новый подъем искусства был зафиксирован в художественной культуре лангобардов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: