Тема 21. Футуристические и концептуальные направления в итальянском искусстве XX в

Раздел V. Итальянское искусство XX в. и современные тенденции

Тема 20. От романтизма к веризму и футуризму. Ис-во XIX в. От романтизма к футуризму

С подъёмом национально-освободительного движения в живописи сложилось романтическое направление (портреты и исторические сцены Ф. Айеса, жанровые композиции братьев Индуно). В живописи неаполитанских мастеров (т. н. школа Позиллипо) усилились пленэрные искания. В живописи Тосканы 1860-х гг. сложилось реалистическое направление (сцены национально-освободительной борьбы, портреты и пейзажи живописцев Т. Синьорини, Дж. Фаттори, прозванных Маккьяйоли, бытовые сцены С. Леги). Влияние импрессионизма проявилось в творчестве живописца Дж. Де Ниттиса и скульптора М. Россо. После объединения страны, усиления централизации и роли крупных городских центров развернулось широкое строительство, особенно в промышленных и портовых городах (Турин, Милан, Неаполь), начались градостроительные работы в Риме. В архитектуре проявились тенденции эклектизма. Разочарование в результатах национально-освободительного движения и недовольство укладом жизни капиталистического общества нашли отражение в направлении веризма, сложившегося в конце XIX в. (скульптор В. Вела).

Футуризм. Маринетти. Сант’Элия. Метафизическая живопись. Абстракционизм и концептуальное искусство. Неоклассицизм начала XX в. Группа «Новеченто».

В искусстве начала Италии XX в. прогрессивные художественные тенденции сосуществовали с господствующими официальными и модернистскими течениями.

В архитектуре начала XX в. сложился стиль "модерн" с характерными для него причудливостью композиции и вычурностью декора (архитекторы Э. Базиле и Р. Д'Аронко).

В начале XX в. итальянские живописцы т. н. парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали портреты и ню, в которых выражали своё субъективное, меланхолическое восприятие мира. Представители футуризма, сложившегося в Италии в начале 1910-х гг., стремились к абстрактному отражению в искусстве динамизма индустриальной эпохи (живописец и скульптор У. Боччони, живописцы К. Карра, Дж. Северини и др.). В работах мастеров "метафизической живописи " (конца 1910-х - начала 1920-х гг.) проявились неоклассической тенденции (натюрморты Дж. Моранди, портреты Ф. Казорати, пейзажи Дж. Де Кирико). Обращение ряда художников к традициям искусства этрусков и греческой архаики обусловило черты декоративной стилизации (живопись М. Кампильи, скульптура М. Марини). Монумент росписи художников группы "Новеченто" (М. Сирони и др.), выражающие идеологию фашизма, сочетали приёмы авангардистских художественных течений с напыщенной риторикой. В конце 20-х - начале 30-х гг. официальному фашистскому направлению в искусстве противостоял ряд художественных группировок ("Римская школа", "Корренте" и др.), члены которых призывали к "свободе творчества", выражая социальный протест в драматически-экспрессивных формах (работы Шипионе, Р. Гуттузо[1]). С конца 40-х гг. достигло расцвета окрепшее в борьбе с фашизмом направление неореализма (живопись и графика Р. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. Леви, Дж. Мелони, Дж. Дзигаины), для которого характерны стремление к широкому показу действительности с присущей ей остротой противоречий, демократизм и героическая приподнятость образов, выразительность художественного языка (Дж. Манцу, Э. Греко). Реалистическое направление в искусстве Италии 60-80-х гг. развивается в условиях напряжённой борьбы с модернистскими течениями (живопись Р. Биролли, Э. Морлотти, М. Реджани, А. Бурри, скульптура А. Виани, П. Консагры и др.).

Футуризм, возникший в Италии как художественное течение, заявил о себе в 1909 г. знаменитым Манифестом Ф.Т. Маринетти, оказал влияние на развитие всего современного искусства в мире. Движение моментально охватило такие сферы культурной деятельности как живопись, архитектура, театр, литература, музыка, танец, реклама, кинематограф, дизайн, кухня и даже политика. Среди стран-последовательниц футуристического движения наиболее ярко проявила себя Россия, где на его основе развились конструктивизм и супрематизм. Впоследствии многое из футуристических теорий был востребовано в идеологии фашизма. Ведущими художниками направления являются, кроме Маринетти, Джакомо Балла, Умберто Боччони, Феортунато Деперо и Марио Сирони. В живописи, скульптуре и архитектуре футуризм, прежде всего, стремился к передаче движения, динамизма во всех направлениях; отказу от «старья»; передаче достижений прогресса и «разрушительного пафоса»; техницизму и индустриализации. Получила распространение утопическая, но не лишённая рациональных градостроительных идей "футуристическая архитектура" (архитектор А. Сант-Элиа) «летящих» городов будущего.

Направление метафизической живописи (1910 – 1920 гг.), кроме художественного воплощения реальности ставило своей задачей передачу «чувств и ощущений». Этот аристотелевский апеллатив впервые использует художник Джорджо де Кирико для характеристики своих работ. Его брат Альберто Савинио (Андреа де Кирико) внес большой вклад в формирование метафизической поэтики. Метафизической живописи предшествовали дивизионизм, футуризм и примитивизм. Первой метафизической работой считается «Загадка осеннего вечера» Де Кирико, 1910 г. В основном, художники этого направления развивали свои теории и показывали произведения перед парижской публикой. Другие художники направления: Карло Карра, Арденго Соффичи, Джованни Папини и Джанни Моранди. Художники сопровождают свое искусство многочисленными выступлениями в печати. В Ферраре в 1914 г. основывается школа метафизической живописи. Основными формальными критериями являются: многоплановая перспектива (несколько точек фокусировки в разных участках полотна); отсутствие живого на полотне (а вместо людей манекены, статуи, тени, мифологические персонажи) и, как следствие, вызываемое у зрителя чувство одиночества; единообразный колорит и близкие оттенки; подчеркнутый отказ от передачи времени и его фантастическая трансформация в изображаемых сценах, например, тени такой длины, которой не может быть ни в какое время суток; сочетание несочетаемых элементов, каждый из которых, взятый отдельно – вполне реалистичен, что роднит «метафизиков» с направлением сюрреализма, возникшего позднее.

Тема 22. Рационалистические и неоклассические течения в искусстве тоталитарной Италии

В период фашистской диктатуры (1922-43) в архитектуре Италии сложился неоклассицизм со свойственными ему чертами исторического стилизаторства и холодной парадности (М. Пьячентини). В борьбе с официальным направлением оформилось течение рационализма (постройки Дж. Микелуччи и Дж. Терраньи).

Арте ди реджиме. Римская Группа шести. Напрвление «Корренте». Новый фронт искусств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: