Сплоченность коллектива

Группа учеников или сотрудников превращается в коллектив лишь тогда, когда она становится сплоченной.

Сплоченность - это социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, профессиональной и внеслужебной сферах совместной деятельности.

В каждой из этих сфер совместной деятельности сплоченность соответственно реализуется в таких компонентах, как: ценностно-ориентационное единство (иногда его называют морально-политическим единством), профессиональная сработанность (слетанность у летчиков) и психологическая совместимость.

 
 


сферы совместной ценностно-ориен- профессиональ- внеслужеб-

деятельности тационная ная ная

 
 


компоненты ценностно-ориен- профессиональ- психологи-

сплоченности тационное един- ная сработан- ческая сов-

ство ность местимость

 
 


обьективные степень общности эффективность бесконф-

показатели мировоззрений, совместной ликтность

сплоченности целей и мотивов деятельности общения

совместной дея-

тельности


субьективные взаимное доверие взаимопонима- взаимная

показатели единомышленни- ние по служеб- эмоциона-

сплоченности ков, желание сот- ным и профес- льная удов-

рудничать сиональным летворен-

вопросам ность

 
 


Ценностно-ориентационное единство обьективно реализуется в общности мировоззрений членов экипажа, команды, учеников класса, их знаний, взглядов и убеждений, потребностей, целей, мотивов и установок на совместную деятельность. Расхождения во взглядах на политику, мораль, различные представления о добре и зле, о справедливости могут стать непреодолимым барьером для формирования сплоченных взаимоотношений.

Субьективно ценностно-ориентационное единство реализует себя во взаимном доверии членов экипажа.

Профессиональная сработанность (слетанность, слаженность) обьективно проявляется в высокой производительности и экономичности совместного труда, в большой скорости реагирования и безошибочности действий членов экипажа.

Субьективно сработанность проявляется в легкости дости-жения взаимопонимания по служебным и профессиональным вопросам, возможности предвидения действий напарника и подстраховки его в случае необходимости.

Психологическая совместимость обьективно проявляется в бесконфликности общения во внеслужебной сфере. Так, например, ученики класса вынуждены находиться вместе во время занятий. Но если они вместе проводят время и после уроков, когда появляется свобода в выборе партнера по общению, то можно говорить об их психологической совместимости. Характер взаимоотношений в этой сфере определяется влиянием стихийно складывающихся обстоятельств (общностью увлечений, внешней привлекательностью, силой, верностью, желанием войти в круг наиболее авторитетных учеников и т.д.).

Субьективно психологическая совместимость реализуется во взаимном эмоциональном удовлетворении от общения с партнером, в стремлении совместно проводить с ним свободное время.

Сплоченный коллектив как группа партнеров, обьединенных общими ценностями, слаженно действующих в совместной дея-тельности и психологически совместимых во внеслужебной сфере является целью развития любого экипажа, спортивной команды, школьного класса.

Для оценки уровня сплоченности или ее отдельных компонентов применяются различные опросники, социометрическая методика, приборная методика “гомеостат” и т.д. С ними Вы познакомитесь на практическом занятии.

Вопросы для контрольной работы.

1. Чем отличается условная группа от контактной?

2. Что означают понятия “официальная” и “неофициальная” структура группы?

3. Приведите пример, иллюстрирующий понятие “большая группа”.

4. Раскройте содержание понятий “статус личности” и “социальная роль личности”.

5. Какая группа людей может быть названа коллективом?

6. Какие проявления психологии коллектива Вам известны?

7. Дайте определение понятия “сплоченность коллектива”.

8. Каковы обьективные и субьективные проявления ценностно-ориентационного единства членов экипажа?

9. Раскройте сущность профессиональной сработанности членов экипажа.

10. Каковы обьективные и субьективные проявления психологической совместимости членов экипажа?

Рекомендуемая литература.

Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. - М: Медицина. 1967.

Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.М. Основы военно-морской психологии. - М: Воениздат. 1977.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М: Наука. 1973.

Вейн А.М. Бодрствование и сон. - М: Наука. 1980.

Военная психология. - М: Воениздат. 1967.

Гагарин Ю.А., Лебедев В.И. Психология и космос.- М: Молодая гвардия. 1971.

Дулов А.В. Введение в судебную психологию.- М: Юридическая литература. 1970.

Дьячук Н.В. Азбука гипноза. - М: КСП. 1995. Ч.1 и Ч.2.

Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. - М: Просвещение. 1991.

Инженерная психология. - Киев. “Вища школа”.1976.

Иванов С.М. Отпечаток перстня. - М: Знание. 1974

Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти. - М: Наука.1970.

Немов Р.С. Психология. - М: Просвещение: Владос. 1995.

Общая психология. - М: Просвещение. 1977.

Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! - М: Знание. 1984.

Платонов К.К. Занимательная психология. - М: Молодая гвардия. 1962.

Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. - М: Транспорт. 1987.

Социальная психология. - М: Просвещение.1987.

Оглавление.

Предмет и задачи психологии................... 3

Естественно-научные основы психологии......... 5

Ощущение................................... 10

Восприятие.................................. 12

Мышление................................... 14

Память...................................... 19

Представление и воображение...................21

Внимание....................................25

Речь........................................28

Чувства и эмоции............................. 30

Воля........................................ 35

Психология личности.......................... 38

Направленность личности...................... 40

Темперамент................................. 43

Характер.................................... 47

Способности................................. 52

Психические состояния........................ 58

Психологическая характеристика деятельности.... 62

Психология группы и коллектива............... 65

Сплоченность коллектива...................... 68

Рекомендуемая литература......................71

СУЛИМОВ ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: