Культурно-исторические формы

Культура мифологического типа. Миф - исходная форма бытия культуры. Миф синкретичен. В нем слиты сознание и бытие, человек и природа, объективное и субъективное, рациональное и мистическое. Миф объединяет в едином смысловом пространстве протонаучные, практические, нравственные, магические структуры сознания. Миф носит художественный характер.

Культура античного типа

Античная культура носит эстетико-пластический характер. Эстетическим космосом выступает миф. Важнейшие черты - телесность и антропоцентричность: мир и космос концентрируются "вокруг" человека. Характере синтетизм, понимание философии, медицины и искусства как универсально-всеобщих форм. Впервые выделяется "мир идей" (Платон). Подвергается пристальному анализу воздействие искусства на человека через мимесис и катарсис.

Культура средневеково-христианского типа

Средневековая культура теоцентрична. Мир понимается как творение Бога, а человек оказывается между природным и духовным, что проявляется в радикализации противоречия между телом и душой. "Двойной план" бытия порождает символизм средневековой культуры. Важен личностный характер Бога. Наука, искусство, нравственность вписываются в общую иерархию бытия при условии верховенства религиозного сознания.

Культура возрожденческого типа

Ренессанс возвращает мир на землю. Реальность и культура концентрируются вокруг человека. Человек ставит себя на место Бога, возникает ренессансный гуманизм. Раскрепощается беспредпосылочная творческая сила, дающая безмерность ренессансного творчества. Характерен художественный артистизм, рождается индивидуализм. Мощь возгордившегося человека рождает титанизм. "Обратная сторона титанизма" - я все могу, следовательно "мне все дозволено". Отсюда аморализм и гордыня Возрождения.

Культура новоевропейского типа

Культура новоевропейского типа начинает осваивать внешний мир, устраивать человека на земле. Возникает первенство разума. Знание становится силой. Вера в Бога заменяется "верой в подзорную трубу". Мир видится как "склад сырья, орудий и материалов с которыми можно работать" (С. Аверинцев). Идеалом знания становится научность, идеалом земной деятельности - промышленность. Возникает естественнонаучный материализм, который вытесняет Бога на периферию Вселенной. В качестве гуманитарного восполнения взаимодействуют художественное и мистическое сознание.

Специфические особенности русского культурно-исторического типа

Осуществление русской культурой духовного синтеза. Русская культура представляет единство познания, веры и переживания. Разум и сердце слиты. Происходит духовное постижение полноты мира. Важнейшей становится проблема Христа как посредника между богом и человеком, проблема сына Божия. Вера осуществляет специфическую функцию исходной мировоззренческой установки. Для русской культуры характерна антиполитичность, дихотомия свободы и несвободы. Творческий потенциал зовет к поискам формы. Важна проблема вины и первородного греха.

Литература:

Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

История мировой культуры: Наследие запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций. Под ред. С.Д. Серебряного. М., 1998.

Кожинов В.В. Победы и беды России. М., 2002.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1987.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2-х тт. т.1, СПб., 1998. Статьи "История", "Историзм", "Историческая типология культуры".

Очерки по истории мировой культуры. Уч. пос. под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: