Девиантное поведение и социальный контроль

В первом люди делают всё то, что необходимо для их существования, вырабатывают, сохраняют и совершенствуют трудовые навыки и средства труда, создают материальную культуру. Иными словами, всё то, что человек совершает более или менее регулярно и что признано как необходимое или полезное и что удовлетворяет какие-то потребности людей (добывание и производство материальных ценностей, создание культурных ценностей, средств развлечения, бытовое обслуживание, управление людьми и др.). Имеет два аспекта: исполнения дела и аспект обучения делу (образования и обучения профессии).

В деловом аспекте люди действуют и вступают в те или иные отношения друг с другом в зависимости от того, что они должны заниматься каким-то делом, необходимым им для приобретения средств для удовлетворения своих жизненных потребностей.

Основное правило здесь – правило организации выполнения дела: а) результат должен удовлетворять какую-либо потребность людей, - дело должно быть общественно-полезным; б) дело должно делаться в соответствии со свойствами объектов, которые участвуют в деле, иначе дело не будет иметь успех; в) каждое дело требует соответствующего уровня квалификации, ему следует обучаться; г) затраты на дело должны соответствовать ценности результатов дела.

Основной принцип в этом отношении – наилучший результат с наименьшими затратами, т.е. закон эффективности дела. Последний является самой глубокой основой прогресса средств производства и производительности труда.

Во втором аспекте люди совершают поступки в зависимости оттого, что их много, что их интересы не совпадают, и они вынуждены с этим считаться. Раздваивается на аспект рационального расчёта (экзистенциального эгоизма - совокупность правил (норм) поведения членов общества) и аспект норм поведения - совокупность способов принуждения членов общества к соблюдению этих правил и наказаний за их нарушения).

Правила коммунальности кажутся пустяками, если их взять по отдельности и если рассматривать отдельно взятые поступки людей. Чтобы понять, какую роль они играют на самом деле в обществе, надо их взять в совокупности, в массе. Иными словами принять во внимание то, какое число поступков и какие поступки миллионы людей совершают в соответствии с ними ежесекундно. Тогда только станет ясно, какую грандиозную роль играют очевидные всем пустяки. Возьмите, например, парадоксальное противоречие современного общества: формально свободные, мы общими усилиями создаем механизм беспрецедентного тотального закрепощения. И так во всём и вся.

Нормы поведения социальных субъектов разделяются на запреты, разрешения, обязанности и права. Логическую основу их всех образуют запреты. Людям запрещено совершать некоторые действия (поступки). Это означает, что если они совершат эти действия, то они будут как-то наказаны за это, или другие люди будут препятствовать им в этом. Поступки не являются запрещенными, если за совершение их люди не наказываются. Разумеется, фактические взаимоотношения норм поведения гораздо сложнее.

Специфика норм поведения заключаются в том, что все они, как правило, принудительные, не являются законами, а искусственно изобретаются, должны осознаваться и признаваться членами общества, сохраняются и поддерживаются теми или иными средствами – обычаями, традициями, расправами, религией, моралью. Нормы поведения меняются со временем и различны в различных обществах. Они функционируют при достаточно эффективных средствах принуждения людей к их соблюдению и наказания за их нарушения. В противном случае они становятся фиктивными.

Таким образом, социальные нормы - с ознательно принимаемые решения людей, регулирующие их поведение, их взаимоотношения, структурирование и функционирование их объединений. Они суть факторы жизнедеятельности социальных объектов (социальный нормативизм). К числу социальных норм относятся моральные и юридические нормы, правила этикета и др.

Наконец, в третьем аспекте люди обучаются и обрабатываются применительно к условиям и требованиям своего общества. Он называется так, поскольку формирование и поведение человека в качестве члена общества есть, прежде всего, формирование его сознания (менталитета) и соответствующего поведения. Какие-либо отклонения от него вызывают девиацию.

Девиантное поведение означает такое поведение, которое отклоняется от обычного, нормального, стандартного, шаблонного. Современные социологи обычно выделяют позитивную и негативную девиацию, используя критерий её воздействия на общество. Позитивные девиации оказывают на общество благотворное влияние, ибо они развивают и совершенствуют общественную систему, придают ей пластичность и сохраняют её устойчивость. К таким девиациям относят так называемое социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативная девиация противоположна первой и, соответственно, дисфункциональна, ибо дезорганизует общественную систему, подрывает и разрушает её устои.

Элементарная структура девиантного поведения проста и включает три основные элемента: 1.Нарушитель, или девиант. 2. Норма, которая является критерием оценки девиации. 3 Группа или организация, реагирующая на девиантное поведение.

Причины девиации. Первое социологическое объяснение девиации было предложено французским социологом Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, девиантное поведение, а точнее - его рост и распространение, коренятся в особом социальном состоянии - аномии. Аномия - такое состояние общества, когда заметная часть населения относится к социальным нормам равнодушно или негативно.

Подобное состояние усугубляется в периоды радикальных социальных перемен, экономических кризисов и т.п., когда общество дезорганизовано и нарушается «коллективный порядок». На локальном уровне аномия обнаруживается в районах с высокой степенью миграции населения, где социальные связи ещё неоднородны и не обладают устойчивостью и обще значимостью, где пока не укрепились социальные ин-ституты, регулирующие и контролирующие деятельность и жизнь людей.

С точки зрения теории аномии, девиантное поведение можно истолковать как результат неполноценной социализации, её ущербности, когда индивиды так и не приобщаются в полной мере к социальным нормам и ценностям или же усваивают обычаи и традиции криминальной среды и роли девиантов.

В XX веке разработку теории аномии продолжил один из крупнейших американских социологов Роберт Мертон. Согласно его концепции, девиантное поведение возникает из противоречия между индивидом и двумя параметрами господствующей культуры - социально одобряемыми целями («культурные цели») и средствами их достижения («институционализированные средства»). Другими словами, девиация возникает тогда, когда люди (в силу разных причин) не могут адаптироваться к важнейшим, с точки зрения Мертона, аспектам социальной жизни и культуры - их базовым целям и средствам, не принимают их.

Стадии девиантного поведения. На основе рассмотренных выше теорий можно выделить несколько стадий девиации: этап создания социальных норм; первичная девиация; стигматизация; коллективизация девиации.

Социальный контроль. Проблема социального контроля выходит далеко за пределы конкретных видов и типов девиаций, как и проблематики девиантного поведения вообще. Любое человеческое сообщество может существовать только в упорядоченном и организованном виде, а этот порядок поддерживается, поведение людей контролируется в самом общем виде культурой данного сообщества. Уже в ходе социализации происходит упорядочение поведения каждого конкретного индивида, он научается соизмерять свои желания с требованиями общества, соответствовать нормам и предписаниям социума, ориентироваться на общепринятые ценности, самостоятельно действовать в рамках общественных отношений и т.п. Интеграция человека в общество, социальные группы, институты фактически означает его готовность следовать стандартам той общности, с которой он себя идентифицирует. Стремясь взаимодействовать с другими людьми, индивид так или иначе принимает правила этих взаимодействий, образцы и модели поступков, которые делают такие взаимодействия возможными и успешными. Другими словами, человек подчиняется общности и её культуре; в самом широком смысле «контролирует» индивида сама его общественная жизнь.

В результате анализа общества и культуры можно выделить и, гак сказать, более узкие, специализированные механизмы социального контроля. Социальный контроль в этом смысле - совокупность институтов, средств и методов воздействия общества на нежелательные формы человеческого поведения с целью их преодоления или минимизации. Социальный контроль предполагает наличие сознательных и целенаправленных усилий со стороны индивидов и общества в целом. Но действие социального контроля, как и регулирующее воздействие самой культуры, основано на одном важном принципе. Люди, как правило, хотят, желают соответствовать социальным нормам, жить в согласии с окружающими и обществом в целом, стремятся адаптироваться к социальной среде и избегнуть конфликта с нею, люди ориентируются на признание со стороны других людей, которое составляет важное условие сохранения человеческой личности. Без этих стремлений индивида контроль над ним социума невозможен.

В самом общем виде можно выделить две разновидности социального контроля - контроль формальный и неформальный.

Неформальный контроль можно определить как давление, воздействие, влияние социальной группы на индивида с целью изменения его поведения. Отличительная черта неформального контроля состоит в том, что круг «контролёров» чрезвычайно широк, но никто из них не «специализируется» на контроле. Это, прежде всего те люди, с которыми индивид вступает в непосредственные взаимодействия (родственники, друзья, соседи, коллеги по работе и т.п.). Сюда же можно отнести носителей и трансляторов общественного мнения (например, СМИ) и общественное мнение как таковое.

Средства неформального контроля иногда группируются в три категории. Это:

^ социальные вознаграждения, с помощью которых стимулируется соответствие норме;

^ наказания, направленные против девиантных поступков,

а иногда и против личности девианта как таковой; >> убеждение, нацеленное на формирование у индивида общепринятых ориентаций, ценностей и механизма само-контроля.

Большой силой обладает так называемый косвенный контроль. Он основан на том, что индивид ориентирован на определённые социальные группы (референтные), ценности и нормы, символы и нравы которых он перенимает, мнение которых для него авторитетно. Конечно, всё зависит от того, на какие именно группы ориентируется человек и, следовательно, какая группа оказывает на него давление

Таким образом, девиация в принципе неустранима из общества. Уже само создание норм порождает и девиацию. Другое дело, что обществу необходимо находить и применять эффективные способы и методы борьбы с наиболее опасными видами девиаций.

Заключение.Социализация – самоорганизация и организация человека в социальном пространстве и времени под определяющим воздействием социокультурной среды. Процессы, механизмы и результаты социализации в конечном итоге отливаются и проявляются в личности. Она представляет собой «кольцо» социальных свойств индивида, образующихся и выделяющие его в социальном взаимодействии с другими людьми.

Они сохраняют силу и стиль в любом из обществ в зависимости от конкретных особенностей жизни людей в них. При этом универсальные качества человека не отдают предпочтения никакому типу общества. Наоборот, от типа общества зависит то, какой вид они примут тут, как будут проявляться.

На тип общества влияют не универсальные, а особенные качества людей определённого рода, причём как качества целого народа, а не просто каждого человека по отдельности. Об этом свидетельствует состояние любого, в том числе, и украинского общества.

Вопросы и задания для самоконтроля и размышлений

1. Социологические концепции личности, и социализации.

2. По мнению российского социолога А. А. Зиновьева, чтобы установить интеллектуальный уровень человека, достаточно проанализировать сравнительно небольшой его текст. Согласны? Нет? Докажите ваш вариант

3. Согласны ли вы с утверждением, что человек не меняется от того, зафиксировано ли социологами наличие в данный момент "индустриального", "постиндустриального" или "информационного" общества. Нет никаких "объективных социальных процессов - есть процессы, что делают люди"? Свою мысль аргументируйте.

4. Социальные нормы: роль и место в регуляции поведения людей.

5. По мнению Т. Веблена, жизнь человека в обществе - это борьба за существование, а, следовательно, это процесс отбора и приспособления. Что вы можете сказать в подтверждение или опровержение такой позиции?

6. В альтернативном социологическом словаре Е. Головахи отмечается, что личность - категория, которая имеет два определения: романтическое - «каждый из нас» и реалистичное «один из нас»; роли социальные - роли в театре абсурда, где зрители вываливают на сцену, награждают друг друга пинками и сокрушаются, что кому-то их вызывать «на бис». Социализация - последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе. Так это, или нет? Докажите.

7. "Каждому по его вере" утверждает М. Булгаков в своём романе "Мастер и Маргарита". Так это, не так ли? Вашу мысль аргументируйте.

8. Что такое человек? Комбинация конечного числа признаков. Вычисли степень вероятности той или другой комбинации - и получишь степень вероятности того или другого типа человека - утверждает российский социолог А.А. Зиновьев. Согласны вы с ним? Нет? Ответ свой аргументируйте.

9. Проверьте такое правило: то, что человек говорит вслух и есть выражение его внутреннего содержания. Внутреннее состояние интеллекта приходит в соответствие с тем, что выражается вовне, хочет человек этого или нет.

10. Почему люди не властны над своими же социальными законами?

11. Люди имеют двойную жизнь - внутреннюю и внешнюю. Первое происходит в нашем сознании. Второе оказывается в нашем поведении в окружающем мире. Между ними возникают разногласия, и даже конфликты. Мы часто думаем одно, а говорим другое и делаем другое. Как преодолевается это разногласие? На чью пользу разрешается конфликт и почему? Объясните.

12. Подтвердите или опровергните следующее мнение: если индивиды определяют ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям (В. Томас).

13. Подумайте и попробуйте ответить на вопрос: как соединить частный интерес с общественным благом, индивидуальную волю с волей всех?

14. Формула социального идеала выглядит приблизительно так: свободный человек в справедливом и демократическом обществе. Какие реальные противоречия современного украинского общества должны сниматься в социальном идеале, и какие тенденции общественного развития должны найти в нём своё отображение?

15. Как сделать так, чтобы в обществе был максимум воли для каждого индивида?

16. Человек – продукт общества или его автор? Каждый ли человек представляет собой личность? Какая личность в ХХ1 в., на ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему?

17. Как люди вели бы себя, если бы им была дана возможность выбора типа общества? Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?

18. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности. Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования в этом процессе?

19. Нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть, писал Плутарх. Попробуйте поспорить с ним с аргументами в руках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: