Профессиональный и карьерный успех

В работах западных психологов рассматриваются вопросы профессио­нального и карьерного успеха, успешности профессиональной деятельности (Д. Сьюпер и др.). Профессиональный успех определяют как совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры – как в психо­логическом плане, так и в плане объек­тивных профессиональных достиже­ний, таким образом выделяя объективный и субъективный успех.

Профессия – это исторически возникшая форма трудовой деятельности, для выпол­нения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, по­лученными в результате профессионального образования и подготовки

Объективный успех предполага­ет положительный результат в карьере, который может быть признан и оценен другими людьми. Он определяется такими характеристиками, как размер за­работной платы, количество продвижений по службе, уровень занимаемой должности.

Субъективным успехом называется совокупность суждений человека о профессиональных достижениях и результатах, он определяется параметрами удовлетворенности работой и карьерой.

Понятие успешности карьеры Д. Сьюпер связывал с успешным профес­сиональным самоопределением, успешной профессиональной, карьерной адаптацией, что нашло отражение в его теории профессионального самоопре­деления. В его работе также встречается разделение успеха на объективный и субъективный. Рассматривая успешность профессиональной деятельности, автор отмечает, что она сочетает в себе субъективные и объективные крите­рии. К субъективным относятся удовлетворенность жизненной ситуацией, субъективная оценка своих достижений; к объективным – стабильность работы, достигнутый статус в профессиональной среде; определенное качество жизни. В этой же работе профессиональный и карьерный успех не используются как рядоположенные понятия. Профессиональный успех здесь больше связан с са­мооценкой достигнутого профессионального уровня, индивидуальным воспри­ятием человеком использования своих способностей и возможностей в кон­кретной профессиональной деятельности. Карьерный включает вертикальную мобильность в социопрофессиональной среде, темп, скорость, время продви­жения по служебной лестнице. Соотношение объективных и субъективных оценок составляет общую оценку успешности карьеры.

В последнее время исследователи все большее внимание уделяют субъ­ективным критериям (внутренняя удовлетворенность, осознание своей ус­пешности), придавая большое значение собственным суждениям субъекта профессиональной деятельности. Д.М. Иванцевич, А.А. Лобанов отмечают, что успех «... не означает успеха или неудачи, кроме как в собственном суж­дении индивида».

Важный субъективный момент - зависимость карьерного успеха от ре­ферентной группы, к которой человек себя относит. Субъективная оценка ус­пеха в карьерном продвижении связана и с внешними характеристиками, по­казателями, параметрами – с тем, что является для социального окружения символами успеха, удачи, ее воплощением.

Среди наиболее значимых критериев карьерного успеха называется: уровень занимаемой должности; карьерная мобильность; увеличение стоимо­сти труда работника; накопление достижений. С точки зрения О.В. Мос­каленко, удовлетворенность работой и жизнью в целом зависит от установле­ния соответствия между личностными характеристиками, образом «Я» и организационной средой. Такое соответст­вие позволяет человеку быть удовлетворенным не только от достигнутого ус­пеха как некоторого результата, но и от самого процесса достижения цели, позволяет быть увлеченным и настойчивым в своей деятельности, и в итоге приводит к успеху и в объективном, и субъективном плане.

Карьера – это успешное продвижение ра­ботника в сферах общественной, служеб­ной, профессиональной, научной деятель­ности.

Д. Холл, предлагая теорию психологического успеха, отметил, что са­моутверждение человека является наиболее важной переменной процесса развития карьеры. Человек обладает высоким самоутверждением, если рас­сматривает себя как способного эффективно и успешно действовать в профес­сиональной среде. Д. Холл выделяет «карьерную» подструктуру образа «Я», которая определяется как один из аспектов личностной идентичности. Чело­век, обладающий компетентностью и личностными характеристиками, соот­ветствующими его карьерной роли, достигает успеха в профессиональной деятельности, и его «карьерная идентичность» возрастает.

Таким образом, проблема успешности в течение многих лет разрабаты­вается в зарубежной и отечественной психологии в рамках прикладных ис­следований адаптированности личности, коррекции личностного развития оказания психологической помощи, эффективности индивидуальной и груп­повой деятельности. Исследуются культурные, тендерные и возрастные раз­личия представлений об успехе и успешности. В настоящее время актуальной является задача изучения профессиональной и карьерной успешности. Успех в целом понимается как достижение личностью высоких результатов в общем и конкретном виде деятельности и удовлетворенность самой личности этими результатами. Активное поведение личности, ориентированное на успех, про­является практически во всех сферах жизнедеятельности и, с точки зрения Н.В. Маркеловой, может быть обозначена как высокогенерализованное свой­ство личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: