Виды знаний
Функции знаний
Сущность знаний
7.1.1. Определение понятия "знание"
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения. Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений.
ЗНАНИЯ - проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков".
Многозначность в определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. В дидактике знание выполняет следующие функции:
1) выступает в качестве целей обучения
2) как результат осуществления дидактического замысла
3) как содержание
4) средство педагогического воздействия.
|
|
Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему. Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся.
· С учетом перечисленных выше дидактических функций знания перед учителем стоит несколько задач:
o а) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
o б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;
o в) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.
· 3нания могут быть:
o донаучными;
o житейскими;
o художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности);
o научными (эмпирические и теоретические).
3нания, усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематизированными, взаимосвязанными, охватывать все основное в изучаемой области, иметь определенную логическую структуру и усваиваться в определенной последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же учебному предмету, должны создаваться и межпредметные связи.
· Согласно В.И. Гинецинскому, учебное знание существует в трех формах:
o в форме учебной дисциплины;
o в виде учебного текста;
o в форме учебной задачи.
· Знания могут обладать разными качествами.
o системность,
o обобщенность,
o осознанность,
o гибкость,
o действенность,
o полнота,
o прочность.
· Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что, в свою очередь, обусловлено:
|
|
o достигнутым уровнем познания данной области явлений;
o целями обучения;
o индивидуальными особенностями учащихся;
o уже имеющимся у них запасом знаний;
o уровнем их умственного развития;
o адекватностью усваиваемого знания возрасту учащихся.
Различают глубину и широту знаний, степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенности, закономерностей, а также степень детализованности знаний. Организованное школьное обучение требует четкого определения глубины и широты знаний, установления их объема и конкретного содержания.