Намек
Ирония
Очень близка к парадоксу ирония — третий тип построения эстрадной репризы. В парадоксе — понятия, которые исключают друг друга, объединяются, если можно так сказать, вопреки их несовместимости.
Ирония словами высказывает одно понятие, а подразумевает (но не высказывает) совсем другое, противоположное.
На словах высказывается положительное, а понимается отрицательное. То есть иносказательно раскрываются недостатки того, о чем (о ком) говорят.
Прекрасные примеры иронии можно найти в классической литературе («Похвала глупости» Эразма Роттердамского), полны иронии многие строки Гоголя. Например:
«Удивительная лужа! Единственная, которую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа!»14.
Иногда реприза, построенная на иронии, возникает от смещения ударения (в том числе и смыслового) в слове или в сочетаниях слов.
В иронии всегда присутствует намек.
Наибольший эффект намека достигается не словом, а умолчанием, намеком на недозволенное слово или понятие. Для эстрады это очень важный прием.
Именно искусство говорить намеками, не произнося вслух того, чего нельзя произносить, но то, что все однозначно понимают, позволяет сохранить демократичный признак построения текста эстрадной репризы.
Искусство пользоваться намеком в репризе позволяет артисту сохранить вкус, чувство меры, не скатиться до пошлости, которая часто подстерегает эстраду.
К намеку как к юмористическому приему близко примыкает двойное истолкование.
В двойном истолковании основой является не текст, а подтекст сказанного.
Вот один из примеров двойного истолкования (острота приписывается Б. Шоу):
В ресторане играл оркестр — шумно и не слишком хорошо. «Играют ли музыканты по заказу?» — «Конечно!» — «Тогда передайте им фунт стерлингов и пусть они сыграют в покер».
Здесь, кроме двойного истолкования слова играть (на музыкальном инструменте и в карты), в остроте присутствует и намек оркестру прекратить музыку.
Намеренное искажение афоризма; доведение мысли до абсурда; ложное усиление
Иногда при построении репризы используется прием намеренного искажения известной фразы, афоризма, как, например: «Любите не себя в искусстве, а любите меня в искусстве» (перефразировка известного афоризма Станиславского).
К частным приемам, которые можно использовать в построении репризы, относятся:
— доведение мысли до абсурда,
— ложное усиление.
Доведение мысли до абсурда чаще всего возникает в выступлении эстрадной пары. Остроумные ответы строятся на доведении до абсурда мысли собеседника.
Вначале вы соглашаетесь с партнером, а затем краткой оговоркой уничтожаете ее.
Ложное усиление состоит в том, что заключительная часть высказывания по форме подтверждает или даже усиливает начальную часть, а по существу опровергает ее.
Классическая реприза такого рода принадлежит Б. Шоу: «Золотое правило заключается в том, чтоб не иметь золотых правил»18.