Академия Художеств
Треть 19 века
Треть 19 века
Треть 19 века
Периодизация.
Русское искусство 19 века
Русское искусство 19 в.
В 19 веке сложилась национальная культура русского народа – «Золотой век». Но она создавалась небольшим количеством образованных людей.
Динамичный век. Либеральные принципы. Интеллигенция мещанства. Интеллигенция- - преобладают духовные интересы, джентльменство. Важная роль дворянства.
Развитие представления о детстве – значительное число детских портретов.
Меняются акценты в культуре и жизни.
Проблема периодизации до и после революции 05-07 гг.
По Грабарю:
- 1 треть 19 в.
- 2 треть 19 в.
- 2 половина 19 в.
- конец 19 – начало 20 в.
По А.Я.Эфросу:
- Эпоха Александра
- Эпоха Николая
- 2 половина 19 в.
- конец 19 – начало 20 в.
Периодизация Евсевьева:
- 1 треть 19 века
- 2 треть 19 в.
- Последняя треть 19 в.
Наличие трех типов искусства: нормативное (художественная норма); стремление преобразовать мир (перемены мира); аналитическое (закономерности мира).
|
|
Классицизм, романтизм, реализм. Преобладание классицизма. + романтические тенденции.
Подготовка и теоретическое оформление реалистического метода. Оформляется пейзажный жанр. Теория живописи.
Классицизм + романтизм + реализм
Классицизм = академизм
Псевдоромантизм. Романтизм второй волны.
Симбиоз романтизма и классицизма – Карл Брюллов ПДП.
Складывание критического реализма: Федотов, Агин, Шевченко
Движение передвижников. Мощная волна неоромантизма. Врубель, Васнецов, Левитан.
Мир искусства.
Поздний академизм количественно преобладает.
Самостоятельные отдельные виды искусства. Смена стилевых направлений. Сокращение расстояния между русским и западноевропейским искусством.
В 1 и 2 третях 19 века АХ была всесильной и нужной т.к. искусство, кот. Петр вне с в Россию нуждалось в традиции.
АХ возникла в ноябре 1757 г. При Александре 1 АХ переходит в ведение министерства народного просвещения.
Глава АХ – президент
1757 - 63 И.И. Шувалов
1763 - 94 И.И. Бецкой
1794-97 А.И. Мусин-Пушкин
1797 – 1800 – Граф Габриэль Флориан Огюст Шуазель Гуфье
1800 – 11 А.С. Строгонов
1811 – 1817 Чекалевский
1817 -1843 А.Н. Оленин
1845 – 52 герц. Максимилман Лейхтенбергский
1852 – 76 Вел. Княгиня Мария Николаевна
1876 – 1909 Вел князь Владимир Александрович
1909 – 17 Вел. Княгиня Мария Павловна
Уставы АХ
Первый Екатерининский устав 1764г.
1802 – устав Александра 1
1840 – Устав кот. Отменил воспитательное училище
1859 – устав скорректирован в сторону сближения с АХ с Университетами. Изменился возрастной ценз
|
|
1893 – реформа АХ. Она отделена и существует самостоятельно.
Принимали маленьких детей 5-6 лет в воспитательное училище. Принимали всех кроме крепостных. Но помещики могли отправлять своих крестьян. По 60 человек каждые 3 года. Давали казенные мундиры.
Форма одежды отражала табель о рангах – разные цвета.
Полный курс обучения – 15 лет - «Индиктион». Зарубежное пенсионерство было всегда, но менялось число, сроки, деньги.
С историей АХ связано базовое становление русского искусства.
1801 – воцарение Ал 1 – новая эпоха в русской истории
Отечественная война 1812 года пробудила духовные силы общества, объединила сословия, что и привело к событиям 1925 года.
То, что Россия оказалась, втянута в Европейские события, проекты преобразования – это сказалось на самосознании во второй половине царствования Ал 1.
1832 – «православие, самодержавие, народность». Не могло не отразится на искусстве.
Все лучшее проявилось в 1-ой половине царствования Ал 1: Кипренский, Мартос, Захаров, Воронихин.
2-ая половина слабее.
Художественная политика Ал 1
Желание внедрить историческую тему.
Опора больше на скульпторов, а не на живописцев.
После перерыва в пенсионерстве (1800-18 из-за войны) вновь посылают пенсионеров, имеющих награды.
1824 – В.И. Григорович подал записку с предложением организовать в Эрмитаже отдел русского искусства.
Март 1825 – повеление выделить команду для экспозиции произведений русской школы, кот. Доставлялись из загородных дворцов.
Художественная политика Николая 1
С воцарением Н1 все изменилось. Обыски учеников, чтение писем, доносы, шпионаж.
Н1 считал себя высшим авторитетом в области искусств и экспертизы. Увольнения профессоров (Иванов, Пименов, Егоров).
1827 – Николаевская директива: 1-ое – благонравие, 2-ое – художества, 3-е науки
1832 – «православие, самодержавие, народность». Не могло не отразится на искусстве.
1832 – в Москве основан натуральный класс.
1843 – из него образовано Училище живописи и ваяния.
Контакты с Европой
Пенсионерство. Петр 1 – Голландия, Италия; Екатерина 2 – Франция, Италия; Александр 1 – Италия; Николай 1 – Италия, Рим.
Исследователи иногда говорят, что итальянское пенсионерство испортило русское искусство. Но в Италии в это время – консервативный академизм и на них никто не ровнялся. Там встречалась вся Европа. Художники ориентировались на природу, традиции, музейные собрания.
Выставки АХ
1803 – 1-ая. 8 дней. Нет рецензий
1814 – 2-ая Батюшков написал о ней эссе. – начало художественной критики.
1820 – 3-ая отклик в журналах
1824, 27, 30, 33
1823 – Общество поощрения художников
Музеи
Частные собрания:
- Картинная галерея гр. Строгонова в Строгоновском дворце. Европейская и русская живопись.
- Картинная галерея ген. Корсакова в доме у Смольного мон.
- Собрание Нарышкина.
- Картинная галерея князя Юсупова
- Ряд собраний менее знатных людей.
Нет свободного доступа. В осн. Западная живопись. Русская школа представлена в Академии Художеств – работы профессоров и учеников.
- Музей П.П. Свиньина. 1829 год. Собрал небольшую коллекцию в 3-х комнатах. 80 картин: Венецианов, Тропинин, Кипренский.+ скульптура
29 – «Краткая опись предметов, составляющих русский музеум П.Свиньина».
Русский классицизм 1 трети 19 века
Самое яркое значительное время.
Рационалистическое мировоззрение, вера в гармонию разума и долга, идеалистическое государство.
Классицизм всегда отдавал должное идее государственности. Главенство нравственного долга человека, естественного проявления гражданских героических мотивов.
Личное счастье не возможно без государства. Т.к. классицизм при рождении связан с абсолютизмом, ему свойственны аристократические черты. Согласно этике классицизма человеческие страсти извечны – это давало устойчивость, которая держалась еще и на синтезе единого и общего.
|
|
Внутренние противоречия обнаружились в конце 20-х гг при Н1- упадок классицизма (он зависел от внутренних противоречий в идеологии)
Художественные представления создавались в пору дворянского движения и представлений просветительства (революция, промышленная революция, романтизм в Европе)
Кризис идеологии привел к тому, что художественная система была приспособлена для охранения самодержавия
Но даже после упадка классицизма в 30-е гг. его формы продолжали жить в Академизме.
Русский классицизм отрицает барокко. Опирается на естественную закономерность, чистую, не испорченную случайностями родовую форму природы (нельзя писать кривую березу, можно красивое дерево)
При Ал 1 классицизм ориентируется на Грецию, дорику, 5-4 вв, Египет.
Приоритеты классицизма:
- Доминирующая роль скульптуры
- Одни из категорий классицизма – ясность художественных формулировок
- Центральная художественная проблема – синтез скульптуры и архитектуры.
- Скульптура была центром пространственных искусств античности. И здесь так же.