Пропорциональная избирательная система является полюсной по отношению к мажоритарной системе. Ее появление стимулировалось необходимостью преодоления недостатков мажоритарной системы, связанных с большой потерей голосов, малой репрезентативностью, низким уровнем легитимности депутатского корпуса, недостаточным стимулированием многопартийности и односторонним отражением политического спектра общества[4].
Суть пропорциональной избирательной системы в том, что за голоса избирателей борются между собой не лично кандидаты, а политические партии, которые выдвигают, так называемые, «партийные списки», в которых указываются кандидаты от данной партии. Таким образом, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию (следовательно, за партийный список в целом). Депутатские мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (то есть, чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов).
|
|
Достоинствами пропорциональной избирательной системы являются то, что она:
1) позволяет более точно отражать расстановку политических сил в обществе;
2) не устраняет с политической арены мелкие партии;
3) динамична, т.е. позволяет организовываться новым политическим партиям и быстро выходить на политическую сцену, что способствует более частой смене власти;
4) укрепляет многопартийность и политический плюрализм в стране.
Однако пропорциональная избирательная система также не лишена недостатков. К последним следует относить: диктат партийной верхушки, отсутствие прямой и обратной связи между депутатами и избирателями и некоторые иные. Однако ключевой недостаток состоит в том, что в качестве результата пропорциональная система зачастую дает слишком сильную фрагментацию политических сил, представленных в парламенте. Это значит, что придерживающиеся разных взглядов многочисленные разноформатные партии, пропорционально представленные в парламенте, не могут договориться между собой, не могут сформировать устойчивое правительство, возникают партийные интриги, межпартийные распри детерминируют парламентскую нестабильность, создаются и распадаются коалиции и пр.
Наиболее действенным средством устранения основного недостатка пропорциональной системы является установление избирательного барьера. Его цель – препятствовать проникновению в парламент слишком мелких и случайных партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем самым парламент становится менее разрозненным по своему составу и более стабильным.
|
|
При использовании избирательного барьера к распределению депутатских мандатов допускаются только те партии, которые набрали определенный минимум голосов избирателей. Партии, набравшие голосов меньше установленного минимума, считаются не преодолевшими барьер и к распределению депутатских мест не допускаются.
Таким образом, избирательный барьер следует понимать как минимально допустимое число голосов избирателей (в процентах), которое должно набрать каждая политическая партия для того, чтобы принять участие в распределении депутатских мандатов.
Важно отметить, что заградительный барьер, точнее его высокий %, может стать серьезной преградой в отношении принципа представительности, что противоречит предназначению пропорциональной системы. Это происходит в том случае, когда значительное число избирателей голосуют «впустую», т.е. за те партии, которые впоследствии не допускаются к распределению депутатских мандатов.
Как же происходит распределение мандатов при пропорциональной системе? Для этого существуют различные методы. Один из них заключается в определении избирательной квоты (раньше она именовалась избирательным метром), т.е. того числа голосов, которые необходимы для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов парий, и частной от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии. Определяется квота разными способами.