(конспект)
Экстракультурологический аспект исследования культуры предполагает соотнесение культуры с её контрагентами (природой, обществом и человеком) на различных уровнях, в различных сферах проявления и в различных исторических формах.
Уровни взаимоотношения культура/природа:
- практический – отношения, которые выражаются в труде (К.Маркс: «обмен веществ между человеком и природой»);
- практически -духовный – отношения, которые складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни, выражаются в фантастическом преобразовании реального мира и опредмечиваются в мифологии, религии, искусстве;
- духовно -теоретический – отношения, которые выражаются а)в познании законов природы и получают наивысшее выражение в науках о природе, и б)в ценностном осмыслении природы, которое разрабатывается в сфере идеологии.
Сферами проявления взаимоотношений культуры и природы можно назвать:
- превращение окружающего человека мира во «вторую природу»;
- противостояние природы и культуры во внутреннем пространстве самого человека;
- образное пространство мифологии и искусства.
Практическое отношение культуры и природы начинается в глубочайшей древности и ведёт к всё более широкому превращению натуры в культуру. Обычно плоды этой практической деятельности называют материальной культурой, но точнее – материально-технической.
Если к культуре относят только сферу духовной активности человека, то материально-трудовую практику человека относят к цивилизации. Эта точка зрения не представляется убедительной. Более целесообразно понимать цивилизацию как форму культуры, так как деятельность человекацелостна, разные уровни взаимосвязаны и духовная культура не может быть осмыслена в отрыве от материально-практической.
Культура проявляет себя прежде всего как преобразование натуры – естественной, природной среды. Преобразование это происходит не по велениям самой среды, а по интеллектуальным, духовным, рациональным установкам, в связи с чем материальное производство оказывается одухотворенным по своей природе, человечески содержательным – культурным. Культура – «особый облик природы», способ её существования. Растительный, животный, вещный миры природы постепенно обретают «двойное подданство» (М.С.Каган), становясь природными и сверхприродными, вещественными по «веществу» и социальными по функциям – культурными.
Материально-практическая и практически-духовная формы взаимодействия природы и культуры вообще не существуют отдельно друг от друга. Это – разные способы превращения природы в культуру – реальный иидеальный.
Духовно-теоретическую форму отношения культуры и природы стали только в 18 веке.
Превращение природы в культуру имеет два аспекта – утилитарный и эстетический.
Сущность утилитарного освоения – благоустройство той экологической ниши, которую человек отвоевывает у природы. Критерием этой деятельности является польза.
Сущность эстетического освоения – украшение среды, повышение эстетического потенциала природы.
При историческом рассмотрении отношений культуры и природы можно выделить несколько этапов/типов этих отношений:
- органическая связь человечества и природы (первобытность);
- дифференциация субъекта и объекта в общественном сознании (весь период после первобытности до настоящего времени);
- гармоническое взаимодействие природы и культуры, уравновешенность природных и культурных сил (возможное будущее).