В многообразном мире техники, пожалуй, ведущее место занимает машина — устройство, выполняющее движения для преобразования энергии, материалов или информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда человека. Условно можно все машины разделить на пять групп.
1. Рабочие машины, предназначенные для изменения формы, свойств, состояния и положения предметов труда. К рабочим машинам принадлежат технологические машины, или машины-орудия (металлорежущие станки, ткацкие и прядильные станки, прессы, насосы, автомобили, трактора, сельскохозяйственные машины, самолеты и пр.).
2. Машины-двигатели, предназначенные для преобразования и либо энергии в механическую работу (двигатели внутреннего сгорания, газовые и гидротурбины, электродвигатели и пр.).
3 Машины-преобразователи, предназначенные для преобразования механической работы в другой вид энергии (динамо-машины – генераторы постоянного и переменного тока, холодильники и пр.).
4. Контрольно-управляющие машины, используемые для автоматизации производства и управления производственными процессами (тахометры, электромашинные усилители, сельсины и пр.).
|
|
5). Информационные (кибернетические) машины, используемые для сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации.
Машины состоят из деталей. Деталь — изделие, изготовленное из однородного материала, без применения сборочных операций. В машине могут быть десятки и сотни тысяч деталей. Например, в автомобиле их более 15 тыс.
Совокупность деталей, объединенных одним назначением, образует узел. Характерными примерами узлов являются редукторы, коробки передач, муфты и т. п.
Неподвижные и взаимно неподвижные, скрепленные между собой детали называются звеньями. В механических узлах машин наиболее часто встречаются такие звенья: кривошип, коромысло, шатун, ползун, кулиса, кулачок.
Кривошип — звено рычажного механизма, совершающее полный оборот вокруг неподвижной оси.
Коромысло — вращающееся звено рычажного механизма, которое совершает неполный оборот вокруг неподвижной оси.
Шатун — звено рычажного механизма, образующее кинематические пары только с подвижными звеньями.
Ползун — звено рычажного механизма, образующее поступательную пару со стойкой.
Кулиса — звено рычажного механизма, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим неподвижным звеном поступательную пару.
Кулачок — звено, профиль которого, имея переменную кривизну, определяет движение ведомого звена.
Соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительное движение, называется кинематической парой.
|
|
Совокупность звеньев, соединенных кинематическими парами, предназначенными для преобразования одного вида движения в другой, называют механизмом.
Большинство деталей, узлов, звеньев и механизмов являются общими для всех машин. Например, такие детали, как вал, ось, зубчатое колесо, можно встретить практически в любой машине. Их называют типовыми. Типовые детали, узлы характерны не только для механических, но и для электронных устройств и систем.
При создании машин стремятся к типизации используемых деталей, звеньев, узлов и механизмов, т. е. к конструированию элементов, имеющих одинаковое назначение, стандартизированными по форме, с соизмеримыми параметрами, установленной компоновкой и т. д. И только в отдельных случаях разрабатываются новые перспективные типы деталей, узлов и механизмов, учитывающие достижения науки и техники.
Типизация изделий не только значительно упрощает процесс конструирования машин, но и облегчает процесс их изготовления и эксплуатации. Трудно представить себе то огромное количество труда, которое нужно было бы затратить, чтобы при проектировании каждой машины разрабатывать в индивидуальном порядке все детали, узлы и механизмы. Еще труднее это сделать при их производстве и эксплуатации.
Все детали машин можно разделить на детали общего назначения и специальные. Детали общего назначения разделяются на три группы.
К первой группе относятся соединительные детали: болты, шпильки, шпонки, клинья и т. п. С их помощью в технических устройствах осуществляют сборку деталей в узлы, механизмы и машины. Каждый вид соединительных деталей стандартизирован и унифицирован.
Ко второй группе относятся детали, передающие энергию через вращательное движение: валы, муфты, зубчатые колеса, шкивы, звездочки и т. п.
К третьей группе относятся сварные и заклепочные соединения.
Специальные детали — это детали, которые выполняют функции, не являющиеся общими для технических устройств.
В большинстве машин используются упругие элементы: пружины и рессоры. Их применяют для защиты от вибраций и ударов. Для обеспечения равномерности движения, уравновешивания деталей машин, накопления энергии с целью повышения силы удара или для восприятия энергии применяются детали, обладающие достаточно большой для выполнения своих функций массой,— маховики, маятники, грузы и т. п.
По определению К. Маркса, всякая машина состоит из двигательного, передаточного и исполнительного механизмов. Наиболее общими для всех машин являются передаточные механизмы. Передачу механической энергии удобнее всего осуществлять при вращательном движении. В этом случае используются зубчатые и фрикционные передачи. Как те, так и другие разделяются на ряд типичных для машин групп.
Двигатели и исполнительные механизмы также типизированы, хотя у них больше, чем у передаточных механизмов, специфических особенностей.
Важную группу, подлежащую типизации, составляют детали и механизмы управления, источники питания и пр.
С развитием науки и техники все большую роль в машиностроении играют типизация и унификация деталей, узлов и механизмов. Приводя разнообразные виды промышленных изделий к небольшому числу определенных типов с универсальными возможностями их применения в машиностроении, типизация и унификация позволяют сократить номенклатурный список изделий, повысить их качество и увеличить взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц.