Творческое меньшинство | Инертное большинство |
Ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации | Поглощает энергию меньшинства, что ведёт к прекращению развития и началу застоя |
Каждая цивилизация проходит определённые стадии, это:
§ зарождение;
§ рост;
§ надлом;
§ дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации
Культурологическое видение истории базируется, как правило, на культурном основании. По общему признанию, дорогу в этом направлении проложил Н.Я.Данилевский русский публицист, социолог и естествоиспытатель, в произведении «Россия и Европа».
Идеи Н.Я.Данилевского таковы. Критерием периодизации истории должен быть культурно-исторический тип развития, или самобытные цивилизации. Культурно-исторический тип представляет собой единство религии, культуры, политики, общественно-экономического строя.
По Данилевскому культурно-исторический тип представлен следующим образом:
1) египетский,
|
|
2) китайский,
3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический,
4) индийский,
5) иранский,
6) еврейский,
7) греческий,
8) римский,
9) ново-семитический или аравийский,
10) германо-романский или европейский.
Сюда же можно отнести и два американских типа - мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития.
Только народы этих цивилизаций, считал Данилевский, были подлинными деятелями истории, ибо каждый из них самостоятельно развивал те начала, которые заключались в его духовной природе и внешних условиях жизни. Из десяти названных типов следует выделить те, плоды деятельности которых передавались другим типам; это египетский, ассирийско-вавилоно-финикийский, греческий, римский, еврейский и германо-романский.
Так как ни один из культурно-исторических типов не одарен привилегией бесконечного прогресса и каждый народ "изживается", то результаты этих пяти или шести цивилизаций, к тому же одаренных христианством, должны были превзойти совершенно уединенные цивилизации (китайскую и индийскую). В этом Данилевский видел самое простое объяснение западного прогресса и восточного застоя.
Само развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, можно сравнить с многолетними одноплодными растениями, у которых период роста бывает очень продолжительным, но период цветения и плодоношения относительно короток и источает раз и навсегда их жизненную силу. Вся история доказывает, утверждает Данилевский, что цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа к другому, но из этого не следует, что они не воздействуют друг на друга. Самый простой способ воздействия - это колонизация. Например, греки передали свой культурно-исторический тип Южной Италии и Сицилии, англичане - Северной Америке и т.д. Другая форма распространения цивилизации - это "прививка". Но это, считает Данилевский, не приносит пользы никому. И, наконец, есть еще один способ - это свободное отношение народов одного культурно-исторического типа к результатам деятельности другого, когда первый сохраняет свою самобытность, но использует опыт второго. Этот наиболее предпочтительный путь.
|
|
Интересы рассуждения Данилевского об общечеловеческой цивилизации. Он считает, что ее просто нет, так как если бы она существовала, то она неизбежно уничтожила бы самобытные культурно-исторические типы. А между тем задача человечества состоит в проявлении в разные времена и разными племенами всех тех сторон, всех тех особенностей направлений, которые потенциально лежат в идее человечества. В этих рассуждениях можно услышать предупреждение Данилевского о недопустимости нивелировки культур различных народов, установления полного их единообразия, - это могло бы привести к гибели культурно-исторических типов, а значит и самих их носителей - народов.
Другой представитель культурологического подхода в понимании развития истории Питирим Сорокин в своём многотомном исследовании «Социокультурная динамика» выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой истории - идеациональную, идеалистическую и чувственную.
Идеациональная культура ориентирована на вневременные, вечные ценности, главной ценностью в ней является Бог. Церковь – прямо или косвенно – стоит у власти, во всём обществе господствует строгая дисциплина, искусство носит религиозный характер, все сюжеты живописи и литературы взяты из религиозных мифов. Идеациональные культуры существовали в брахманской Индии, в Греции с VIII по конец VI в. до н.э., в Европе в IX – XII вв.
Чувственная культура ориентирована на материальные, чувственные интересы, на удовлетворение материальных потребностей. Власть, как правило, принадлежит народу, господствует демократия. Войны, политические и финансовые кризисы, нищета, безработица, падение нравов – всё это признаки чувственной культуры. Элементы этой культуры зародились ещё в XVI в., но стали доминирующими в Европе с конца XIX в.
Идеалистическая культура является синтезом первой и второй культуры, она берёт всё лучшее из них и оптимальна для развития и прогресса людей. Идеалистическая культура существовала в Греции V – IV вв. до н.э., в Западной Европе в XIII - XIV и в XVII – XVIII вв.
Сегодня, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Это не просто экономические или политические неурядицы – кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырёх столетий, в разрушении прежде преобладавшей чувственной культуры. Мы живём и действуем в один из поворотных моментов в истории человечества, когда одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется.
Этот кризис отмечен необычайным взрывом войн, революций, анархии и кровопролития; социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом; возрождением жестокости, временным разрушением больших и малых ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов.
Кризис вовсе не означает, полагал Сорокин, агонии западной культуры и общества. Нет закона, по которому каждая культура проходит стадии детства, зрелости и смерти – это лишь биологическая аналогия, считает Сорокин. За разрушением чувственной формы западного общества и культуры последует новая интеграция, возникнет новая культура, скорее всего идеациональная, в жизни общества вновь возрастёт роль религии.
|
|
Никто сейчас точно не может предсказать форму следующей культуры. Древние китайцы говорили: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» Но мы живём именно в такую эпоху – тревожную, страшную, полную потрясений и катаклизмов, но в то же время самую интересную эпоху.
Из подходов, не вписывающихся в предыдущие наибольшую известность приобрели теории Г. Гегеля, К. Ясперса, О. Конта.
Г. Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нём три этапа:
§ восточный (Китай, Египет и др.) – осознаёт себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;
§ античный (Греция, Рим, средневековье) – осознаёт себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»; все остальные служат ей и зависят от неё;
§ германский – осознают себя и свободны все.
В XX веке особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. В своей книге «Истоки истории и её цель» он даёт следующую схему мировой истории:
1. Доистория или «прометеевская эпоха» (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнём), когда человек только становится человеком.
2. Существовавшие тысячелетия великие культуры древности. Например - древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская и т.д.
3. «Осевое время», когда полностью формируется подлинный человек.
4. Научно-техническая эпоха, чьё преобразующее воздействие мы сейчас испытываем на себе.
Что же такое осевое время истории, которое постоянно упоминает Ясперс?
Около 500 г. до н.э. в мировой истории произошёл резкий поворот, как бы повернулась ось истории. Почти одновременно на Западе, в Китае и Индии возникли крупные философские школы и появились великие мыслители. В Китае тогда жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии – Будда, в Греции – Парменид, Гераклит, Платон.
|
|
Но главная суть поворота заключалась в том, что человек вдруг начал осознавать себя стоящим перед всей целостностью мира. Раньше он видел только какой-то кусочек мира, небо над своей деревней или свой маленький город. А тут вдруг мир распахнулся, и человек отчётливо увидел в нём себя, такого маленького, тщедушного, увидел свои границы и почувствовал всю беспредельность окружающего. Перед ним открылся ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, человек ставил радикальные вопросы, требовал освобождения и спасения.
В эту эпоху, считал Ясперс, были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Человек теперь уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя. Он способен теперь слышать и понимать то, о чём до этого момента никто не спрашивал. В осевое время произошло открытие того, что потом стало называться личностью.
В настоящее время широкое распространение получил позитивистский подход. Позитивисты (Огюст Конт) выделяют следующие стадии развития общества:
§ традиционную;
§ доиндустриальную (аграрную);
§ индустриальную;
§ постиндустриальную
Все эти теории чаще всего отражают развитие истории только западного и восточного мира. История России остаётся как бы за кадром. Это связано с тем, что русский народ, как сказал Н. Бердяев в высшей степени поляризован, в нём совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Противоречивость и сложность русской души связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории – Восток и Запад. Русские не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия соединяет в себе два мира, и в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, бесконечностью русской земли и русской души. У русского народа та же необъятность, устремлённость в бесконечность, что у русской равнины. Русскому народу трудно было овладеть такими огромными пространствами и оформить их.
Бердяев считает русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, которые дают пять разных образов России: есть Россия киевская, Россия времён татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская (теперь есть еще и шестая, до которой не дожил Бердяев – постсоветская).
Основные понятия и термины:
Прогресс - (от лат. progressus — движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Производительные силы - система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которых воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития.
Производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства, складывающихся в зависимости от характера и уровня производительных сил; выражают отношения собственности, которые обусловливают социально-классовую структуру общества.
Регресс - (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества.