Внешний

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж.

Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

4. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ НАЛОГОВ

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовле­творения общественных потребностей.

Налоги в экономике выполняют следующие функции:

- фискальную;

-регулирую­щую;

- социальную.

Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет, внебюджетные фонды.

Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс воспроизводства.

Социальная функция позволяет государству сглаживать диф­ференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивно­го налогообложения.

Закрепленная законодательно совокупность налогов, плате­жей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

В основе построения налоговой системы ле­жат следующие принципы:

всеобщность — охват налогами всех юридических и физи­ческих лиц, располагающих доходами, имуществом;

обязательность — юридические и физические лица, обла­гаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные
сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается за­
коном;

равнонапряженность — взимание налогов по единым став­кам независимо от субъекта обложения;

однократность — недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза;

стабильность — ставки налоговых платежей и порядок их
отчисления не должны часто изменяться;

простота и доступность для восприятия;

гибкость — налоговая система должна стимулировать раз­витие приоритетных отраслей экономики;

справедливость.

Налоговая система содержит следующие элементы: субъект, носитель, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговые льготы, налоговые платежи, налоговая база, налого­вое бремя.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или фи­зическое лицо, на которое законодательством возложено обяза­тельство платить налог.

Носитель налога — лицо, из дохода которого выплачивается налог. Плательщик и носитель могут быть разными лицами.

Объект налога — доход или имущество, на которое начисляет­ся налог.

Источник налога — средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).

Единица обложения — единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т.д.)

Налоговая ставка — величина налога с единицы обложе­ния.

Налоговые льготы — уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (напри­мер, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т.д.

Налоговые платежи — виды и группы налогов.

Налоговая база — сумма, с которой взима­ется налог.

Налоговое бремя — величина налоговой суммы.

Выделяют две основные кон­цепции налогообложения:

1. Концепция полученных благ (принцип выгоды) рассматривает налоги как способ финансирования госу­дарственных расходов на создание общественных благ и услуг. Ее сторонники утверждают, что тот, кто получает больше выгод от государства, должен уплачивать и более высокие налоги.

2. Концепция платежеспособности утверждает, что размер нало­гов должен зависеть от получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налогов.

В зависимости от степени разделения власти в стране нало­говая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с фе­деральным устройством налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном и местном; в го­сударствах с унитарным устройством — на двух уровнях: общего­сударственном и местном.

Критерии классификации налоговых систем:

1. налоговая ставка.

В зависимости от ставки различают налоги:

- с твердой став­кой,

- пропорциональные,

- прогрессивные

- регрессивные.

Твер­дые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (например, на тонну нефти, газа и т.д.) и не зависят от размеров дохода.

Пропорциональные налоги отличаются тем, что их средняя и предельная налоговые ставки остаются постоянными при из­менении дохода.

Налоги являются прогрессивными, если при возрастании дохода увеличиваются средняя и предельная ставки налогов. При прогрессивном налогообложении, как правило, устанавли­вается необлагаемый минимум (черта освобождения от налогов).

К регрессивным относят такие налоги, средняя и предель­ная ставки которых уменьшаются по мере роста облагаемой суммы, что может привести как к сокращению абсолютной сум­мы уплачиваемых налогов, так и к ее росту. Однако при этом доля дохода, уплачиваемого в виде налогов, уменьшается по мере его роста.

2. По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвен­ные.

Прямые налоги — это налоги на доходы физических и юридиче­ских лиц или на объекты имущества. В данном случае лицо, чей доход или имущество облагается налогом, и лицо, уплачивающее налог, совпадают.

Прямые налоги обладают рядом преимуществ: во-первых, выплачиваются из дохода (прибыли, процентов, ди­видендов и т.д.) и, следовательно, более справедливы; во-вторых, здесь четко определен круг плательщиков, каждый из которых знает, когда и какую сумму должен уплатить; в-третьих, сущест­вуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц.

Основными прямыми налогами являются:

- налог на при­быль;

- подоходный налог с физических лиц;

- поимущественные налоги.

Косвенные налоги — это те налоги, которые включаются в цену товара или услуги, увеличивая ее.

К косвенным налогам отно­сятся:

- налог на добавленную стоимость;

- налог с продаж;

- акцизы;

- таможенные пошлины.

Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые появился в 50-х гг. XX в. Сейчас данный налог используется более чем в 40 странах мира (в том числе и в странах ЕС). Объектом обложения является стоимость, которую предприятия (фирмы) добавляют к стоимо­сти сырья, материалов, комплектующих при производстве и реа­лизации продукции, выполнении работ или оказании услуг. Могут быть использованы либо единая ставка налога, либо несколько в зависимости от специфики отрасли. Возможно введение нало­говых льгот.

Налогом с продаж облагается широкий круг то­варов, в цену которых он включается.

Акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые по специфике своих свойств имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (вино, водка, мех и т.д.).

Плательщиками являются субъек­ты хозяйствования. Объектом обложения — выручка, полученная от реализации произведенной продукции. Ставки дифференци­рованы по видам товаров. Этим налогом облагаются только това­ры, реализуемые на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины взимаются с перевозимых через грани­цу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Различают ввозные, вывозные и транзитные таможенные по­шлины. Их величина определяется либо в процентах к таможен­ной стоимости товаров, либо в абсолютном размере на единицу облагаемого товара.

3. В зависимости от цели использования налоги делятся на об­щие и специальные (целевые).

Общие налоги поступают в казну госу­дарства и используются для общегосударственных нужд.

Специ­альные налоги имеют строго целевое назначение.

4. Различают налоги государственные и местные.

Государствен­ные налоги формируют доходы центрального бюджета. Местные налоги по­ступают в региональные, муниципальные бюджеты.

5. Существует классификация налогов по объектам обложе­ния.

В соответствии с данным критерием выделяют следующие группы: налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на до­ход или прибыль, налоги на действия и т.д.

6. В зависимости от вида плательщика налоги делятся на нало­ги с физических лиц и налоги с юридических лиц.


Налоговые системы разных государств имеют различную структуру:

- В странах с рыночной экономикой высока доля пря­мых налогов в доходах государственного бюджета.

- В развивающихся странах, государствах с переходной эконо­микой, значителен удельный вес косвенных налогов. Чем беднее страна, тем больше она полагается на косвенные на­логи, особенно на налоги от внешней торговли.

Многообразие налогов, сборов, присущее налоговым системам, может привести к изъятию значительной доли национального дохода в государственный бюджет.

Пред­ставитель теории предложения А. Лаффер доказывал, что высо­кие налоги:

во-первых, не только уменьшают предложение тру­да, но и побуждают индивидов выбирать или виды деятельности, не подлежащие обложению налогами (теневая экономика), или те, где налоговые ставки низкие;

во-вторых, налоговое бремя уменьшает размеры сбережений. Эти причины сдерживают раз­витие производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: