По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y.
Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:
· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
· Усиливается неравенство в доходах;
· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
|
|
· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж.
Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.
4. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ НАЛОГОВ
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.
Налоги в экономике выполняют следующие функции:
- фискальную;
-регулирующую;
- социальную.
Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет, внебюджетные фонды.
Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс воспроизводства.
Социальная функция позволяет государству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения.
Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.
В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
• всеобщность — охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом;
• обязательность — юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные
сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается за
коном;
|
|
• равнонапряженность — взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения;
• однократность — недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза;
• стабильность — ставки налоговых платежей и порядок их
отчисления не должны часто изменяться;
• простота и доступность для восприятия;
• гибкость — налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики;
• справедливость.
Налоговая система содержит следующие элементы: субъект, носитель, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговые льготы, налоговые платежи, налоговая база, налоговое бремя.
Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог.
Носитель налога — лицо, из дохода которого выплачивается налог. Плательщик и носитель могут быть разными лицами.
Объект налога — доход или имущество, на которое начисляется налог.
Источник налога — средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).
Единица обложения — единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т.д.)
Налоговая ставка — величина налога с единицы обложения.
Налоговые льготы — уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т.д.
Налоговые платежи — виды и группы налогов.
Налоговая база — сумма, с которой взимается налог.
Налоговое бремя — величина налоговой суммы.
Выделяют две основные концепции налогообложения:
1. Концепция полученных благ (принцип выгоды) рассматривает налоги как способ финансирования государственных расходов на создание общественных благ и услуг. Ее сторонники утверждают, что тот, кто получает больше выгод от государства, должен уплачивать и более высокие налоги.
2. Концепция платежеспособности утверждает, что размер налогов должен зависеть от получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налогов.
В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном и местном; в государствах с унитарным устройством — на двух уровнях: общегосударственном и местном.
Критерии классификации налоговых систем:
1. налоговая ставка.
В зависимости от ставки различают налоги:
- с твердой ставкой,
- пропорциональные,
- прогрессивные
- регрессивные.
Твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (например, на тонну нефти, газа и т.д.) и не зависят от размеров дохода.
Пропорциональные налоги отличаются тем, что их средняя и предельная налоговые ставки остаются постоянными при изменении дохода.
Налоги являются прогрессивными, если при возрастании дохода увеличиваются средняя и предельная ставки налогов. При прогрессивном налогообложении, как правило, устанавливается необлагаемый минимум (черта освобождения от налогов).
К регрессивным относят такие налоги, средняя и предельная ставки которых уменьшаются по мере роста облагаемой суммы, что может привести как к сокращению абсолютной суммы уплачиваемых налогов, так и к ее росту. Однако при этом доля дохода, уплачиваемого в виде налогов, уменьшается по мере его роста.
2. По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги — это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. В данном случае лицо, чей доход или имущество облагается налогом, и лицо, уплачивающее налог, совпадают.
|
|
Прямые налоги обладают рядом преимуществ: во-первых, выплачиваются из дохода (прибыли, процентов, дивидендов и т.д.) и, следовательно, более справедливы; во-вторых, здесь четко определен круг плательщиков, каждый из которых знает, когда и какую сумму должен уплатить; в-третьих, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц.
Основными прямыми налогами являются:
- налог на прибыль;
- подоходный налог с физических лиц;
- поимущественные налоги.
Косвенные налоги — это те налоги, которые включаются в цену товара или услуги, увеличивая ее.
К косвенным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- налог с продаж;
- акцизы;
- таможенные пошлины.
Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые появился в 50-х гг. XX в. Сейчас данный налог используется более чем в 40 странах мира (в том числе и в странах ЕС). Объектом обложения является стоимость, которую предприятия (фирмы) добавляют к стоимости сырья, материалов, комплектующих при производстве и реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг. Могут быть использованы либо единая ставка налога, либо несколько в зависимости от специфики отрасли. Возможно введение налоговых льгот.
Налогом с продаж облагается широкий круг товаров, в цену которых он включается.
Акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые по специфике своих свойств имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (вино, водка, мех и т.д.).
Плательщиками являются субъекты хозяйствования. Объектом обложения — выручка, полученная от реализации произведенной продукции. Ставки дифференцированы по видам товаров. Этим налогом облагаются только товары, реализуемые на внутреннем рынке.
Таможенные пошлины взимаются с перевозимых через границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Различают ввозные, вывозные и транзитные таможенные пошлины. Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров, либо в абсолютном размере на единицу облагаемого товара.
|
|
3. В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные (целевые).
Общие налоги поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд.
Специальные налоги имеют строго целевое назначение.
4. Различают налоги государственные и местные.
Государственные налоги формируют доходы центрального бюджета. Местные налоги поступают в региональные, муниципальные бюджеты.
5. Существует классификация налогов по объектам обложения.
В соответствии с данным критерием выделяют следующие группы: налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на доход или прибыль, налоги на действия и т.д.
6. В зависимости от вида плательщика налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.
Налоговые системы разных государств имеют различную структуру:
- В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах государственного бюджета.
- В развивающихся странах, государствах с переходной экономикой, значителен удельный вес косвенных налогов. Чем беднее страна, тем больше она полагается на косвенные налоги, особенно на налоги от внешней торговли.
Многообразие налогов, сборов, присущее налоговым системам, может привести к изъятию значительной доли национального дохода в государственный бюджет.
Представитель теории предложения А. Лаффер доказывал, что высокие налоги:
во-первых, не только уменьшают предложение труда, но и побуждают индивидов выбирать или виды деятельности, не подлежащие обложению налогами (теневая экономика), или те, где налоговые ставки низкие;
во-вторых, налоговое бремя уменьшает размеры сбережений. Эти причины сдерживают развитие производства.