Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором включают в сеть в основном напрямую на полное напряжение. Однако в момент запуска возникает пусковой ток, который в 5—7 раз больше номинального. Это приводит к снижению напряжения в сети. В связи с этим необходимо следить, чтобы в момент запуска напряжение в сети не снижалось ниже 15-20% номинального. Если снижение напряжения превысит 30%, двигатель не запустится, а работающие электродвигатели могут остановиться.
Виды пусков двигателя:
1. Прямой пуск наиболее прост. Включается рубильник или автоматический выключатель QF и электродвигатель запускается (рис.1). Этот способ возможен только при достаточной мощности источника питания и значительной площади поперечного сечения проводов, с помощью которых электродвигатель подключается к питающей сети.
Рисунок 1- Прямой пуск двигателя.
Для снижения пусковых токов асинхронных короткозамкнутых электродвигателей применяют следующие способы: пуск через сопротивления и реакторы, автотрансформаторный пуск, пуск электродвигателя с переключением обмоток со звезды на треугольник.
|
|
2. Пуск электродвигателя через сопротивления и реакторы осуществляется при пониженном напряжении вследствие включения в цепь обмоток статора активного или индуктивного сопротивлений. Реактор представляет собой катушку индуктивности, провод которой намотан на каркас из изоляционного материала. При таких схемах пуска (рис. 2, б и в) устанавливают два выключателя — линейный КМ1 и ускорения КМ2. С помощью первого выключателя электродвигатель включается в сеть через сопротивление или реактор. При достижении поминальной частоты вращения двигателя вторым выключателем шунтируют сопротивления или реакторы, то есть переводят двигатель в нормальный рабочий режим.
Рисунок 2: а). пуск двигателя через сопротивление; б). пуск двигателя через реакторы.
3. Пуск электродвигателя через автотрансформатор (рис. 3) применяется при больших кратностях пускового тока. Сначала включают выключатель КМЗ, с помощью которого соединяются обмотки автотрансформатора в нулевую точку. Затем включается линейный выключатель КМ1. и двигатель запускается при номинальном напряжении. Через некоторое время размыкаются контакты КМЗ и включается контактор ускорения КМ2. Двигатель при этом переводится в нормальный рабочий режим при полном напряжении сети.
Недостатки: автотрансформаторный пуск дорог и применяется в тех случаях, когда требуются значительные пусковые моменты, а питающая сеть не допускает больших пусковых токов.
Рисунок 3- Пуск электродвигателя через автотрансформатор
|
|
4. Пуск электродвигателя с переключением обмоток статора со звезды на треугольник (рис.4) применяют для уменьшения пусковых токов. В момент пуска двигателя обмотки включают в звезду, а когда электродвигатель разбежится, его обмотки быстро переключают на треугольник. При нижнем положении переключателя все три конца С4, С5 и С6 будут соединены между собой и обмотки электродвигателя будут включены в звезду. Если ножи переключателя перевести в верхнее положение, то они соединят обмотку в треугольник.
Недостатки: недостатком данного способа является то, что двигатель может быть пущен только при нагрузке не более 1 /3 от номинальной, кроме того, этот способ применим тогда, когда двигатель должен быть включен в сеть треугольником.
Рисунок 4- Пуск электродвигателя с переключением обмоток статора со звезды на треугольник