Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом

А+ Аффектотимия (циклотимия) Сердечность, доброта Легкость общения, гибкость, приспособленность, добросердечность открытость, доверчивость, беспечность, общительность А‑ Сизотимия Обособленность, отчужденность Конфликтность, ригидность, холодность, скрытность, неразговорчивость, сдержанность, подозрительность, осторожность, отгороженность, эгоистичность
В+ Высокий интеллект Умный Высокие умственные способности, быстрая сообразительность, понимание абстракций, широкие интеллектуальные интересы, упорство, настойчивость, образованность В‑ Низкий интеллект Глупый Низкие умственные способности, сообразительность медленная, непонимание абстракций, отсутствие интеллектуальных интересов и упорства, необразованность
С+ Сила «Я» Эмоциональная устойчивость Свобода от невротических симптомов, отсутствие заботы о здоровье, постоянство интересов, спокойствие, реалистичность в отношении к жизни, настойчивость, упорство, умение держать себя в руках, безмятежность С‑ Слабость «Я» Эмоциональная неустойчивость Много невротических симптомов, беспокойство о состоянии собственного здоровья, переменчивость в интересах, уклонение от ответственности, неспособность довести дело до конца, невыдержанность, тревожность
D+ Возбудимость Беспокойство Нетерпеливость, демонстративность, активность, ревнивость, высокое самомнение, непостоянство, бесцеремонность D‑ Флегматичность Уравновешенность Спокойствие, удовлетворенность, флегматичность, неревнивость, самокритичность, постоянство, тактичность
Е+ Доминантность Настойчивость, напористость Независимость, самоуверенность, хвастливость, экстрапунитивность, грубость, бесцеремонность, смелость, конфликтность, своенравие Е‑ Конформность Покорность, зависимость Подчинение, неуверенность в себе, скромность, интрапунитивность или импунитивность, тактичность, робость, осторожность, доброжелательность, послушание
F+ Surgency Беспечность Жизнерадостность, общительность, энергичность, разговорчивость, спокойствие, живость, проворство, доверчивость, гибкость F‑ Desurgency Озабоченность Печаль, избегание общества, апатия, молчаливость, беспокойство, медлительность, осторожность, подозрительность, ригидность
G+ Сила «Сверх-Я» Высокая совестливость Стойкость, упорство, обязательность, дисциплинированность, собранность, высокоморальность, ответственность, внимательность к людям, требовательность к порядку G‑ Слабость «Сверх-Я» Недобросовестность Непостоянство, переменчивость, легкомыслие, потворствование своим желаниям, небрежность, аморальность, безответственность, небрежность в обыденной жизни, расхлябанность
Н+ Parmia Смелость Общительность, оживление в присутствии лиц противоположного пола, отзывчивость, эмоциональность и артистизм, дружелюбие, импульсивность, беззаботность, любовь к публичности Н‑ Threctia Робость Застенчивость, смущение в присутствии лиц противоположного пола, сдержанность, ограниченность интересов, враждебность, осторожность, страх перед жизнью
I+ Premsia Мягкосердечность, нежность Нетерпеливость, требовательность, зависимость, сентиментальность, эмоциональность, чувствительность, склонность к фантазированию, интуиция, мягкость к себе и окружающим, ипохондрия, беспокойство о здоровье I‑ Harriet Суровость, жесткость Эмоциональная зрелость, независимость, реалистичность, рациональность, подчиненность чувству рассудка, практичность, присутствие логики, цинизм, отсутствие беспокойства по поводу здоровья
J+ Coasthenia Осторожный индивидуализм Склонность действовать индивидуально, замкнутость, препятствование общим интересам, усталость, холодное отношение к общегрупповым нормам J‑ Zeppia Интерес к участию в общих делах Склонность к совместным действиям, любовь к вниманию, подчиненность личных интересов групповым, сила, энергичность, способность принимать общегрупповые нормы
К+ Comention Культурная зависимость Тактичность, культурная зрелость, ответственность, способность подчиняться, осознание точки зрения взрослых К‑ Abolition Неприятие культуры Бестактность, культурная незрелость, безответственность, самоутверждение, непонимание социальных сложностей
L+ Protension Подозрительность Недоверчивость, ревнивость, завистливость, фиксированность на неудачах, раздражительность, тирания, склонность к соперничеству, высокомерие и повышенная самооценка L‑ Alaxia Доверчивость Чрезмерная доверчивость, неревнивость, бескорыстие, легкая отвлекаемость от трудностей, покладистость, терпимость, прощение, понимание, уступчивость, чувство собственной незначительности
М+ Autia Мечтательность Поглощенность собственными идеями, интерес к абстрактным проблемам, фантазирование, непрактичность, неуравновешенность, восторженность М‑ Praxernia Практичность Склонность к решению практических вопросов, устройство личных дел, избегание всего необычного, руководство объективной реальностью, надежность в практических вопросах, спокойствие, твердость
N+ Shrewdness Проницательность Изысканность, умение себя вести, точность ума, эмоциональная сдержанность, искусственность, наигранность в поведении, эстетическая изощренность, проницательность по отношению к окружающим, честолюбие, осторожность (полюс Маккиавелли) N‑ Natural forthrighness Наивность Прямота, бестактность, неконкретность ума, эмоциональная недисциплинированность, естественность, непосредственность, простота вкусов, неопытность в анализе мотивировок, удовлетворенность достигнутым, непочтительность в обращении с людьми (полюс Руссо)
О+ Гипотимия Склонность к чувству вины Печаль, грусть, беспокойство, озабоченность, ранимость, впечатлительность, обязательность, чувствительность к замечаниям и порицаниям, боязливость, погруженность в мрачные раздумья, усталость, ипохондричность, напряженность О‑ Гипертимия Самоуверенность Веселье, жизнерадостность, спокойствие, самонадеянность, безмятежность, нечувствительность к замечаниям и упрекам, бесстрашие, беззаботность, энергичность, активность, расслабленность
Q1+ Радикализм Гибкость Q1‑ Консерватизм Ригидность
Q2+ Самодостаточность Самостоятельность Q2‑ Социабельность Зависимость от группы
Q3+ Контроль желаний Высокий самоконтроль поведения Q3‑ Импульсивность Низкий самоконтроль поведения
Q4+ Фрустрированность Напряженность Q4‑ Нефрустрированность Расслабленность

Помимо приведенных в таблице в многоуровневой структуре личности существуют 4 фактора второго порядка (экстраверсия ‑ интроверсия, тревожность ‑ приспособленность, cortertia ‑ pathemia (живость коры головного мозга), независимость ‑ покорность), которые получены в результате факторного анализа данных первичных факторов и вычисляются арифметически, и 5 факторов третьего порядка, которые изучаются в основном в научных исследованиях (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о самом себе, степень социальной адаптации).

Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16PF) очень популярен, что связано с его очевидной неклинической направленностью, и используется в России в трех формах ‑ параллельных формах А и В, содержащих 187 утверждений, и форме С, разработанной в Санкт-Петербурге и содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младших школьников.

Особое достижение Кеттелла состоит в том, что ему удалось провести репрезентативное исследование вклада среды и наследственности в развитие черт личности. Разработав специальную статистическую процедуру обработки данных, полученных с использованием близнецового метода, он оценил наличие ‑ отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было обнаружено, что черты имеют различную природу. Так, например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенности в себе обусловлены наследственностью, в то время как генетическое влияние на нейротизм и самосознание оказывается вполовину меньшим. По оценке Кеттелла, в целом примерно две трети характеристик личности определяются влиянием окружающей среды и одна треть ‑ наследственностью.

64 Модель Большой Пятерки

И, наконец, еще одна попытка создания факторной теории личности была сделана в конце 80-х гг. в рамках так называемой «лексической модели», продолжающей исследования Г.Оллпорта, Р.Б.Кеттелла, Л.Терстоуна. Основная идея данного подхода состоит в том, что все существенные психологические и поведенческие различия обязательно фиксируются в языке, а значит, достаточно изучить бытовые и литературные выражения, относящиеся к человеческому облику, чтобы быть уверенным в отражении системообразующего ядра личности. Ограничение подхода состоит в том, что трудно определить соотношение между собой различных характеристик без введения «вертикального» и «горизонтального» измерений, задающих основу иерархии внутри системы личности. Модель основана на тех переменных, которые наиболее популярно представлены в языке; «языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов. К ним можно отнести следующие:

- Экстраверсия (вовлеченность) ‑ общительность, напористость или спокойствие, пассивность.

- Доброжелательность (приятность) ‑ доброта, доверчивость, теплота или враждебность, эгоизм, недоверчивость.

- Добросовестность (надежность) ‑ организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность.

- Эмоциональная стабильность ‑ расслабленность, уравновешенность, устойчивость или невротизм ‑ нервозность, удрученность, раздражительность.

- Культурность, открытость к опыту ‑ спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов.

К настоящему времени пятифакторная модель, или Модель Большой Пятерки (FFM, five factor model) получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям; она является наиболее разрабатываемой, потому что выделенные факторы обладают высокой конвергентной валидностью, проявляясь в различных подходах.

Постулаты пятифакторной теории личности заключаются в следующем.

1. Все взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на мысли, чувства и поведение (об индивидуальности).

2. Изучаемые черты личности есть эндогенные базовые тенденции (о происхождении).

3. Черты развиваются в детстве, окончательно формируются во взрослом возрасте и сохраняют свою неизменность у адаптированных субъектов (о развитии).

4. Черты организованы иерархически, от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций (о структуре).

65 Понятие жизненного стиля в психологии

Характеристики всех уровней индивидуальности проявляются в том способе взаимодействия с миром, который вырабатывается у людей и, подобно остальным особенностям, также обладает вариативностью. Для обозначения этого способа в дифференциальной психологии используют понятие «стиль».

Одно из первых указаний на важность стиля человеческого поведения приписывают И.В.Гете, который считал его проявлением высших свойств индивидуальности. А в психологии понятие жизненного стиля стало использоваться впервые Альфредом Адлером, который подразумевал под ним уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека.

Стиль жизни присутствует всегда, но проявляется лишь при столкновении человека с жизненными проблемами. Это обусловлено тем, что формируется он в детстве под воздействием переживаемых трудностей и основывается на стремлении к цели, окончательно закрепляясь к 4‑5 годам. А взрослая жизнь человека, по мнению Адлера, лишь фиксирует и сохраняет стиль жизни, и потому дает возможность предсказывать человеческое поведение.

Как же складывается жизненный стиль? Развивая свою идею об изначальном переживании человеком своей неполноценности, Адлер рассуждал, что это переживание становится невыносимым и побуждает человека к действиям, исправляющим ситуацию. В результате у него появляется цель, которой он и достигает доступными ему способами, компенсируя изначальный дефект, недостаток или просто низкий уровень способностей. Итак, понятие стиля отвечает системному принципу эквифинальности, согласно которому в сложных системах существуют различные пути, приводящие к одному и тому же результату (финалу). Таким образом, стиль жизни включает в себя психологические качества, располагающиеся на трех уровнях индивидуальности: это индивидная характеристика (дефект), духовно-мировоззренческая (цель) и средство, благодаря которому эта цель достигается (предметно-содержательная характеристика).

Стиль устойчив и проявляется в решении человеком основных жизненных задач, среди которых Адлер выделял работу, дружбу и любовь и которые осуществляются, оказывая взаимное влияние друг на друга; именно постоянство стиля и определяет постоянство личности. И, хотя стиль каждого человека неповторим, Адлер все же предложил классификацию установок, лежащих в основе наиболее распространенных стилей и характеризующихся двумя качествами ‑ социальным интересом и степенью активности. Нормальным Адлер считал такой способ жизни, при котором человек настолько хорошо адаптирован, что, «хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности. Кроме того, с точки зрения психологической, у него достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать проблемы и трудности, которые случаются в его жизни» (1, с. 75). Отметим, что этот психологический портрет очень близок по своему содержанию самоактуализирующейся личности, хотя и дан в рамках психоаналитического подхода.

Типы жизненного стиля по А.Адлеру

  Социальный интерес
+
Активность + Управляющий тип Самоуверенные, напористые люди, поведение которых не предполагает заботы о других. Важна установка превосходства над миром. Основные жизненные задачи решают в асоциальной манере Социально-полезный тип Воплощение личностной зрелости; осознают необходимость сотрудничества, личного мужества и готовности действовать для других. Заинтересованы в благополучии других
Берущий тип Относятся к миру паразитически, в основном решают свои задачи за счет других, стремясь получить как можно больше. Низкая активность не позволяет им быть асоциальными Типа с такими характеристиками не существует: невозможно иметь высокий социальный интерес и низкую активность
Избегающий тип Не обладают позитивными целями, основной стратегией поведения является избегание. Преобладает социально-бесполезное поведение и низкая продуктивность жизни

Для формирования жизненного стиля важны такие качества, как способность устанавливать правильную дистанцию по отношению к людям, способ поддержки, который присущ человеку, смелость и боязливость, вера в предопределение, которая, по мнению Адлера, часто мешает человеку принимать свои жизненные задачи и потому неполезна. Стиль жизни поддается корректировке, которая в основном состоит в пробуждении чувства общности с другими и одновременно ‑ личной независимости.

Понятие стиля использовалось и Г.Оллпортом, который предпринял попытку развести базовые личностные черты и черты инструментальные, используемые как средство достижения целей. В современной психологии стилевые характеристики выделяются во всех отраслях науки и доказали свою высокую эвристичность при описании особенностей взаимодействия человека с предметами, субъектами и просто способа решения им жизненных или мыслительных задач. Поэтому стилевые характеристики стали рассматривать как индивидуальный способ взаимодействия с миром в целом.

66 Индивидуальный стиль деятельности

Профессиональное самоопределение ‑ это способ оптимизации отношений человека и профессии «сверху», через изменение интересов и мотивов. Другой путь идет от индивидных, формально-динамических характеристик и заключается в выработке индивидуального стиля деятельности (ИСД).

Это понятие возникло в психологии труда, где использовалось Е.А.Климовым для изучения различных производственных профессий. ИСД ‑ это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; таким образом, индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как интегральный эффект взаимодействия человека со средой. Механизмами становления ИСД являются адаптация, компенсация и коррекция.

Структура ИСД состоит из ядра и пристройки к нему (или вокруг него). Ядро включает в себя типологические свойства нервной системы и состоит из свойств группы А (особенностей, благоприятствующих успеху в данной деятельности) и свойств группы Б (особенностей, препятствующих успеху в данной деятельности). Пристройка состоит из качеств, вырабатываемых человеком в ходе стихийных или осознанных поисков и включает свойства группы В (особенности компенсаторного значения) и свойства группы Г (особенности приспособления).

Вопрос о границах разрешающей возможности ИСД глубоко исследовался в отечественной психологии. Что же может компенсировать ИСД, который по своему содержанию является средством уравнивания результатов людей с различными типологическими свойствами? М.К.Акимова проводила эксперимент по обучению решению задач табличным способом детей с различными стилями интеллектуальной деятельности, среди которых Н.С.Лейтес выделил «сильных», которые быстро принимают решение, перерабатывают большой информационный поток, и «слабых», которые систематичны, последовательны, тщательно проверяют информацию. Обучение «слабых» на первом этапе протекания эксперимента проходило быстрее. Когда же информационная мощность таблиц была повышена, то «сильные» оказались в преимуществе: того же результата, что и «слабые», они достигли за 13 дней против 26.

Итак, ИСД компенсирует не все. Темп, число раздражителей, их интенсивность являются ограничителями достижений. Если деятельность сильно зависит от, например, лабильности нервной системы по возбуждению, то возможности ИСД ограничены: в цирковом училище известно, что, если будущий жонглер до третьего курса не научился работать более чем с тремя предметами, он этому уже не научится. Что же касается интеллектуальной деятельности, то она, согласно Н.С.Лейтесу, складывается из таких качеств, как активность, саморегуляция, которые проявляются в умственной выносливости, быстроте и устойчивости умственной деятельности, стиле занятий и отдыха, т.е. может варьировать очень сильно. Таким образом, о границах достижений можно говорить применительно к тем видам деятельности, которые основаны на норме реакции генотипа и связаны со свойствами нервной системы. Если же деятельность основана на фенотипических качествах, то возможностей компенсации намного больше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: