Занятие 8.
Занятие 7.
Занятие 6.
Цель: создать возможности, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.
Стимульный материал: изображения человеческих лиц.
Порядок проведения. Психолог показывает детям изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирает те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Дети описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.
В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.
Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.
Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих проблем с использованием приемов неконфликтного реагирования.
|
|
В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования привели к положительному решению ситуации и почему.
Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.
Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.
В структуре характерологических особенностей детей с ЗПР часто отмечаются деформационные изменения. В этой связи следует включить в программу коррекционной работы следующие методы:
Метод коррекции нарушений характера.
При использовании данного метода важно соблюдение следующих условий:
1) урегулировать питание и сон, пребывание на свежем воздухе, чередование физической активности и отдыха;
2) крайне целесообразны физические нагрузки (естественные движения, игры, пешеходные экскурсии, спорт).
Метод фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируются (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребенка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект плацебо), то он будет совершенно здоров.
|
|
Метод коррекции заострения отдельных характерологических особенностей. (Метод построен на стратегии профессора П.Г. Вельского.)
В состав метода входят следующие основные направления:
1) дружественная и эмоциональная связь психолога с ребенком вызывает его желание подчиниться требуемому режиму деятельности;
2) катарсис — очищение психики ребенка от предшествовавших переживаний путем «эмоциональных» бесед с психологом;
3) постепенный перевод эмоциональной энергии, освободившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:
4) перевод одной эмоции на смежную с ней, близкую по природе другую эмоцию, например азарта - в спорт, физического мазохизма — в психический, т. е. перевод поэзии
грусти нарциссизма (самовыставления, самолюбования) - в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т. п.;
5) изменение целевой установки данных эмоций (например, целесообразен перевод хаотической стихийной агрессивности в агрессивность по отношению к объективным со
циально враждебным феноменам), поручение ответственных заданий;
6) постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с психологом и полное направление психической энергии на ближайшее окружение.
Представленная схема проведения коррекционных мероприятий с детьми может рассматриваться как система ориентиров, которая будет наполнена конкретным содержанием в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Все перечисленные в главе программы могут быть включены в работу профильных учреждений (образовательных и медицинских), занимающихся проблемами детей с ЗПР.
Участие родителей обеспечивает эффективность стратегии и тактики коррекционной работы.