Евангелие от Иоанна

Автором 4-го Евангелия был Иоанн Богослов. Он был сыном галилейского рыбака Зеведея и матери Саломии. Марк говорит, что у Зеведея были работники, следовательно Зеведей был не бедным человеком. Иоанн Богослов сам говорит, что у него были знакомые в доме Каиафы в Иерусалиме, поэтому, возможно, Зеведей снабжал рыбой двор Каиафы и брал с собой Иоанна. Лука указывает, что Саломия была одной их тех женщин, которые служили Христу. Позднее она участвует в помазании тела Иисуса Христа. В целом можно сказать, что это было благочестивое семейство, зажиточное, в котором жили ожидания Мессии. Возможно, поэтому Иоанн – ученик Иоанна Крестителя. Возможно, поэтому Иоанн с Андреем сразу пошли за Христом по свидетельству Иоанна Крестителя. Возможно, поэтому Иоанн и Иаков сразу же следует за Христом в Галилеи. Возможно, поэтому Иоанн – любимый ученик Христа. Христос выделяет его при воскресшении дочери Иаира, при Преображении и в Гефсимании.

Евангелие указывает и на недостатки Иоанна. Матфей указывает на то, как однажды Саломия просит власти у Христа для своих сыновей. В другой раз (у Луки) Иоанн проявляет негодование в адрес человека, который не следовал за Христом, но изгонял бесов. По свидетельству Луки, Иаков и Иоанн просят Христа о ниспослании огня на одно самарянское селение в Самарии за негостеприимство. Возможно, Марк говорит, что это событие послужило причиной их прозвища – "Сыны грома" или "Воанергес".Со временем эта пылкость под влиянием Христа гаснет, и Иоанн проявляет к Нему нежную, тихую и постоянную любовь. На Тайной Вечери Иоанн возлежал на груди у Христа. На Голгофе Христос поручает Свою Мать Иоанну Богослову. В Деяниях Иоанн всегда следует в проповеди с Петром. Апостол Павел в послании к Галатам называет Иоанна столпом Церкви. Помимо Деяний, христианское предание говорит, что перед разрушением Иерусалима (70 год) Иоанн оставляет город, переходит через Иордан в Перею и остается в городе Пелла. Позже Иоанн долгое время жил и Малой Азии (Ефес). Затем апостол Иоанн оставляет Ефес и отправляется в ссылку на остров Патмос. После смерти императора Нерона Иоанн оставляет Патмос и возвращается в Ефес, где и умирает или в конце I века, или в начале II века.

Евангелие от Иоанна – это уже другое Евангелие, в отличие от похожих между собой Евангелий от Матфея, Луки и Марка, называемых синоптическими. Термин "синопсис" означает "общеобозреваемый". Первые 3 Евангелия сначала говорят о рождении Христа, отрочестве, потом о Крещении, искушении. Потом синоптики единодушно говорят, что Христос уходит в Галилею. Далее Христос проповедует в Галилее. Потом возвращается в Иерусалим и принимает страдания и смерть.

Евангелист Иоанн указывает на то, что Христос не раз был в Иерусалиме и в Галилее. Таким образом по Иоанну Богослову время общественного служения Христа – 3,5 года, в то время как у синоптиков – 1 год. Если у синоптиков главное место проповеди Галилея, то по Иоанну – Иудея. Если у синоптиков описаны в основном дела Христа, то у Иоанна – речи. Если по Иоанну речи Христа носят форму диалога, то у синоптиков форма монолога.

Иоанн более всего подчеркивает божественную природу Иисуса Христа. Только у Иоанна есть слова о том, что есть Христос: Свет, Истина, Любовь, Истинный Хлеб, Истинная виноградная лоза, дверь в Царство Божие, Воскресение и Жизнь.

Греки назвали Евангелие от Иоанна "пневматикон" – "духовное".

Это Евангелие самое позднее. Написано в Малой Азии. Во время написания Иоанн оставался последним живым столпом Церкви. Малая Азия – место встречи восточных и западных вероучений. Возникал вопрос в этих вероучениях (греческая философия, восточная мистика, иудейство и христианство), кто же такой Иисус из Назарета. Малоазийцы начали склоняться к мысли о том, что Христос – это тварный дух (ион), посланный от полноты Божества на землю для спасения. Таким образом, имея с одной стороны эту ересь, с другой, старость Иоанна, малоазийские епископы обратились к Иоанну с вопросом о том, кто такой Христос. Предание говорит, что Иоанн, просмотрев первые 3 Евангелия, одобрил их, но написал 4-е. Иоанн в конце Евангелия говорит, что сие написано для того, чтобы вы уверовали в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь вечную. Иоанн дополнил Евангелия синоптиков и обличил еретиков. Евангелист Иоанн более дает беседы Христа (реально Им сказанные), сказанные не в Галилее (у синоптиков), а в Иудее, где жили ветхозаветные богословы. Эти речи сказаны при возвращении из Иерусалима с больших ветхозаветных праздников.

Написано было это Евангелие, скорее всего, в Ефесе, в 90-е годы I века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: