Тема 14. Последовательность проведения аудита и контроль качества. Существенность в аудите и аудиторский риск

План лекции:

1. Последовательность этапов проведения аудита

2. Аудиторские доказательства и их виды

3. Аудиторские процедуры

4. Составление аудиторского отчета

5. Основные принципы и процедуры системы контроля работы аудитора

Цель занятия: изучить основные этапы проведения аудиторской проверки, раскрыть понятие «аудиторские доказательства», и рассмотреть его виды, ознакомиться с организацией системы внутреннего контроля.

Ключевые слова: доказательство, существенность, ошибка, мошенничество, риск

1. При проведении аудита выделяют несколько этапов его проведения:

- определение объема аудита;

- планирование аудита;

- оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- аудиторские доказательства;

- аудиторская документация;

- аудиторское заключение и аудиторский отчет.

Объем аудита определяется в соответствии с действующим законодательством и условиями соглашения с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности клиента.

Планирование осуществляется на основе предварительного анализа, оценки масштаба предстоящих работ и внутреннего контроля. Аудитор определяет процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, и целесообразность привлечения к работе экспертов.

Аудитор должен дать оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с тем, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности.

2. Аудитор собирает аудиторские доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательство, нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Аудиторские доказательства – информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц или результаты ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности. А доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключение экспертов, а также сведения из других источников.

Выделяют 3 вида доказательств:

1. внутренние – информация, полученная от клиента в письменном и устном виде

2. Внешние - информация, полученная от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудитора)

3. смешанные- информация, полученная от клиента в письменной/устной форме и подтвержденная в письменном виде третьей стороной.

Наиболее ценными и достоверными являются внешние, потом смешанные, затем внутренние.
Доказательства получают в результате проведения:

1. комплекса тестов средств внутреннего контроля (СВК)

2. процедур проверки по существу.

Тесты СВК означают проверки, проводимые с целью получения доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухучета и СВК.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения доказательств существенных искажений в финансовой отчетности и проводятся в 2-х формах:

1. детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатков средств на счетах б/у

2. аналитические процедуры. Доказательства должны быть достоверными и достаточными. Под достаточностью понимается их количественная мера, которая определяется на основе оценки СВК и величины аудиторского риска. Доказательства, полученные аудитором или аудиторской организацией более достоверные, чем предоставленные аудируемым лицом. Доказательства в форме документов и письменных заявлений более достоверны, чем устные.

Процедуры получения доказательств. Аудиторы доказательства получают путем выполнения:
1. процедур по существу:

- инспектирования - это проверка записей документов или материальных активов. Инвентаризация является основной частью инспектирования

- наблюдение - это отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполненные другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществленных персоналом клиента)

-запрос - это поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Может быть письменным в отношении 3-их лиц и устным в отношении сотрудников

- подтверждения - это ответ на запрос об информации, содержащейся в б/записях

- пересчет (в старых стандартах- проверка арифметических расчетов) - это проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и б/записях, либо выполнения аудитором самостоятельных расчетов.

2. аналитические процедуры - это анализ и оценка, полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей аудируемого лица, с целью выявления необычных или неправильно отраженных в учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

3. Вся важнейшая информация должна быть за документирована. При необходимости, аудитор может вести рабочие документы, необходимые для аудиторских процедур. Аудиторская документация является собственностью аудитора.

Существенность (или материальность) - это величина, неправильное положение, включая пропуск информации. Ошибка или пропуск в отчетности считается существенным или материальным, если в результате этого пользователь данной отчетности будет дезинформирован в принятии этого решения или понесет убытки.

Различают следующие уровни существенности:

- до 5% - ошибки и пропуски не существенны;

- свыше 10% - ошибки и пропуски существенны.

Факторы, от которых зависит предварительно устанавливаемый уровень существенности:

- размер предприятия;

- вид деятельности;

- общая стоимость активов, обязательств, капитала, дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.

5. Система внутреннего контроля (СВК) представляет собой все методики и процедуры, принятые руководством предприятия для целей правильного и эффективного осуществления деятельности.

В СВК входят следующие элементы:

- область контроля;

- система учета;

- система внутреннего учетного контроля.

При создании СВК преследуются следующие цели:

- обеспечение надежности данных;

- сохранность активов и записей;

-увеличение эффективности функционирования предприятия;

- снижение издержек на проведение аудита.

Мошенничество - это преднамеренное и неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или несколькими лицами из состава руководства или служащих.

Ошибка - это непреднамеренное искажение финансовой информации в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях, недосмотра в полноте учета или неправильное представление фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества, расчетов и т.д.

Ответственность в выявлении мошенничества и ошибок лежит на аудиторе.

К условиям, увеличивающим риск мошенничества можно отнести: компетентность управленческого персонала, необычные операции и сделки, проблемы получения аудиторских указаний.

Ошибки классифицируются следующим образом:

- ошибки в ведении бухгалтерского учета;

- повторяющиеся ошибки.

Аудиторский риск - это выражение меры готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение. Аудиторский риск определяется следующими методами:

- оценочным, при котором аудитор определяет уровень риска интуитивно на базе предварительного ознакомления с деятельностью предприятия;

- количественным, при котором аудитор рассчитывает величину аудиторского риска арифметическим путем, используя следующую модель:

АР = ВР * НР * РН,

где: АР- это аудиторский риск;

ВР- это внутрихозяйственный риск;

НР- это неотъемлемый риск;

РН- это риск необнаружения.

Контрольные вопросы:

1. Чем вызвано возникновение аудита на Западе и в РК?

2. Для чего необходим аудит?

3. В чем сущность аудиторской деятельности?

4. В чем заключаются цели и основные задачи аудита?

5. В чем проявляется регулирование аудиторской деятельности в РК?

6. Какие цели и основные принципы определяются Законом «Об аудиторской деятельности в РК» и стандартами по аудиту?

7. В чем сущность и содержание аудиторских стандартов в РК?

8. Что из себя представляют стандарты аудита?

9. 2. Какие общие стандарты вы знаете? Какие стандарты отчетности вы знаете?

10. 3. Определите статьи Кодекса профессиональной этики аудитора и дайте их объяснение

11. Перечислите основные этапы проведения аудита.

12. Какие существуют критерии в отборе клиентов аудиторскими фирмами?

13. Каково содержание (разделы) договора на проведение аудиторской проверки?

14. Раскройте содержание и назначение письма-обязательства аудитора перед клиентом.

15. Чем определяется стратегия аудиторской проверки?

16. В чем заключается предплановая подготовка?

17. В чем разница между решением аудитора отказаться от выдачи аудиторского заключения и решением дать отрицательное заключение?

18. В каких случаях выдается отрицательное аудиторское заключение?

19. Дайте определение аудиторскому риску и методам его оценки?

20. Дайте определение существенности, ее уровням и подходам ее оценки?

21. Дайте определение СВК, ее составляющим.

22. Дайте определение ошибки и мошенничества.

Список литературы:

1. Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов

2. Инструкция по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.05 г. №426)

3. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 2000 г.;

4. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие, Алматы, 2010 г

5. Проскурина Н. «Бухгалтерский учет». Практическое пособие, Алматы, 2011 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: