План лекции:
1. Последовательность этапов проведения аудита
2. Аудиторские доказательства и их виды
3. Аудиторские процедуры
4. Составление аудиторского отчета
5. Основные принципы и процедуры системы контроля работы аудитора
Цель занятия: изучить основные этапы проведения аудиторской проверки, раскрыть понятие «аудиторские доказательства», и рассмотреть его виды, ознакомиться с организацией системы внутреннего контроля.
Ключевые слова: доказательство, существенность, ошибка, мошенничество, риск
1. При проведении аудита выделяют несколько этапов его проведения:
- определение объема аудита;
- планирование аудита;
- оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- аудиторские доказательства;
- аудиторская документация;
- аудиторское заключение и аудиторский отчет.
Объем аудита определяется в соответствии с действующим законодательством и условиями соглашения с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности клиента.
|
|
Планирование осуществляется на основе предварительного анализа, оценки масштаба предстоящих работ и внутреннего контроля. Аудитор определяет процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, и целесообразность привлечения к работе экспертов.
Аудитор должен дать оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с тем, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности.
2. Аудитор собирает аудиторские доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательство, нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.
Аудиторские доказательства – информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц или результаты ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности. А доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключение экспертов, а также сведения из других источников.
Выделяют 3 вида доказательств:
1. внутренние – информация, полученная от клиента в письменном и устном виде
2. Внешние - информация, полученная от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудитора)
3. смешанные- информация, полученная от клиента в письменной/устной форме и подтвержденная в письменном виде третьей стороной.
Наиболее ценными и достоверными являются внешние, потом смешанные, затем внутренние.
Доказательства получают в результате проведения:
|
|
1. комплекса тестов средств внутреннего контроля (СВК)
2. процедур проверки по существу.
Тесты СВК означают проверки, проводимые с целью получения доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухучета и СВК.
Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения доказательств существенных искажений в финансовой отчетности и проводятся в 2-х формах:
1. детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатков средств на счетах б/у
2. аналитические процедуры. Доказательства должны быть достоверными и достаточными. Под достаточностью понимается их количественная мера, которая определяется на основе оценки СВК и величины аудиторского риска. Доказательства, полученные аудитором или аудиторской организацией более достоверные, чем предоставленные аудируемым лицом. Доказательства в форме документов и письменных заявлений более достоверны, чем устные.
Процедуры получения доказательств. Аудиторы доказательства получают путем выполнения:
1. процедур по существу:
- инспектирования - это проверка записей документов или материальных активов. Инвентаризация является основной частью инспектирования
- наблюдение - это отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполненные другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществленных персоналом клиента)
-запрос - это поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Может быть письменным в отношении 3-их лиц и устным в отношении сотрудников
- подтверждения - это ответ на запрос об информации, содержащейся в б/записях
- пересчет (в старых стандартах- проверка арифметических расчетов) - это проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и б/записях, либо выполнения аудитором самостоятельных расчетов.
2. аналитические процедуры - это анализ и оценка, полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей аудируемого лица, с целью выявления необычных или неправильно отраженных в учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.
3. Вся важнейшая информация должна быть за документирована. При необходимости, аудитор может вести рабочие документы, необходимые для аудиторских процедур. Аудиторская документация является собственностью аудитора.
Существенность (или материальность) - это величина, неправильное положение, включая пропуск информации. Ошибка или пропуск в отчетности считается существенным или материальным, если в результате этого пользователь данной отчетности будет дезинформирован в принятии этого решения или понесет убытки.
Различают следующие уровни существенности:
- до 5% - ошибки и пропуски не существенны;
- свыше 10% - ошибки и пропуски существенны.
Факторы, от которых зависит предварительно устанавливаемый уровень существенности:
- размер предприятия;
- вид деятельности;
- общая стоимость активов, обязательств, капитала, дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.
5. Система внутреннего контроля (СВК) представляет собой все методики и процедуры, принятые руководством предприятия для целей правильного и эффективного осуществления деятельности.
В СВК входят следующие элементы:
- область контроля;
- система учета;
- система внутреннего учетного контроля.
При создании СВК преследуются следующие цели:
- обеспечение надежности данных;
- сохранность активов и записей;
-увеличение эффективности функционирования предприятия;
- снижение издержек на проведение аудита.
Мошенничество - это преднамеренное и неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или несколькими лицами из состава руководства или служащих.
|
|
Ошибка - это непреднамеренное искажение финансовой информации в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях, недосмотра в полноте учета или неправильное представление фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества, расчетов и т.д.
Ответственность в выявлении мошенничества и ошибок лежит на аудиторе.
К условиям, увеличивающим риск мошенничества можно отнести: компетентность управленческого персонала, необычные операции и сделки, проблемы получения аудиторских указаний.
Ошибки классифицируются следующим образом:
- ошибки в ведении бухгалтерского учета;
- повторяющиеся ошибки.
Аудиторский риск - это выражение меры готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение. Аудиторский риск определяется следующими методами:
- оценочным, при котором аудитор определяет уровень риска интуитивно на базе предварительного ознакомления с деятельностью предприятия;
- количественным, при котором аудитор рассчитывает величину аудиторского риска арифметическим путем, используя следующую модель:
АР = ВР * НР * РН,
где: АР- это аудиторский риск;
ВР- это внутрихозяйственный риск;
НР- это неотъемлемый риск;
РН- это риск необнаружения.
Контрольные вопросы:
1. Чем вызвано возникновение аудита на Западе и в РК?
2. Для чего необходим аудит?
3. В чем сущность аудиторской деятельности?
4. В чем заключаются цели и основные задачи аудита?
5. В чем проявляется регулирование аудиторской деятельности в РК?
6. Какие цели и основные принципы определяются Законом «Об аудиторской деятельности в РК» и стандартами по аудиту?
7. В чем сущность и содержание аудиторских стандартов в РК?
8. Что из себя представляют стандарты аудита?
9. 2. Какие общие стандарты вы знаете? Какие стандарты отчетности вы знаете?
10. 3. Определите статьи Кодекса профессиональной этики аудитора и дайте их объяснение
|
|
11. Перечислите основные этапы проведения аудита.
12. Какие существуют критерии в отборе клиентов аудиторскими фирмами?
13. Каково содержание (разделы) договора на проведение аудиторской проверки?
14. Раскройте содержание и назначение письма-обязательства аудитора перед клиентом.
15. Чем определяется стратегия аудиторской проверки?
16. В чем заключается предплановая подготовка?
17. В чем разница между решением аудитора отказаться от выдачи аудиторского заключения и решением дать отрицательное заключение?
18. В каких случаях выдается отрицательное аудиторское заключение?
19. Дайте определение аудиторскому риску и методам его оценки?
20. Дайте определение существенности, ее уровням и подходам ее оценки?
21. Дайте определение СВК, ее составляющим.
22. Дайте определение ошибки и мошенничества.
Список литературы:
1. Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов
2. Инструкция по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.05 г. №426)
3. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 2000 г.;
4. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие, Алматы, 2010 г
5. Проскурина Н. «Бухгалтерский учет». Практическое пособие, Алматы, 2011 г.