Радиотехнические средства воздушной навигации
Обеспечение полетов
Структура службы УВД аэродрома
- состоит из ряда диспетчерских пунктов: районный диспетчерский пункт (РДП), диспетчерский пункт подхода, диспетчерский пункт старта/посадки (ДПС), диспетчерский пункт руления (ДПР)
Особо сложные условия управления полетами могут сопровождаться созданием дополнительных диспетчерских пунктов: по местным линиям (ДПМ), внешние диспетчерские пункты (ВДП), аэродромные диспетчерские пункты (АДП).
Район аэродрома включает в себя зону ожидания, зону взлета и посадки, воздушные коридоры и т.д.
1) Медицинское обеспечение: допуск к полетам, ежедневныйосмотрдиспетчерскогосостава.
2) Инженерно-авиационное обеспечение: к полетамдопускаютсяисправные ВС, прошедшиепроверку и подготовкуинженерго-техническимсоставомавиаци-оннойтехническойбазы (АТБ).
3) Аэродромное обеспечение: подготовкааэродрома к полету, движение авто-транспорта по аэродрому.
4) Светотехническое обеспечение: светотехническиесредствавместе с радио-техническимоборудованиеобеспечиваютконечный этап захода на посадку, посадку и взлетночью и днем при установленных для данногоаэродромаминимумах, а также для обеспеченияруления и регулированиядвижения ВС по аэродрому.
|
|
5) Метеорологическое обеспечение: наблюдение за метеообстановкой, информация о метеообстановке
6) Радиотехническое обеспечение (см. далее)
Тема 2. Радиотехнические средства обеспечения полетов
Основными задачами экипажей ВС гражданской авиации при выполнении полетного задания являются:
определение навигационных элементов полета;
обеспечение прилета ЛА в пункт назначения;
выполнение посадки самолета.
Для решения этих задач экипаж самолета использует различные технические средства навигации (геотехнические, радиотехнические, астрономические, светотехнические).
Один из важнейших мест в воздушной навигации занимают радиотехнические средства воздушной навигации и посадки. По месту расположения они делятся на наземные и самолетные.
К наземным радиотехническим средствам относят: приводные радиостанции, радиопеленгаторы и радиопеленгаторные базы(пункты), радиомаяки, радионавигационные системы, радиолокаторы.
К самолетным (бортовым) радиотехническим средствам относят: радиокомпасы, радиостанции, радиолокаторы, специальное оборудование навигационных систем.
Наземные и самолетные радиотехнические устройства могут использоваться совместно и автономно. При совместном использовании самолетного и наземного оборудования на земле устанавливаются передающие устройства, которые передают информацию для решения задач воздушной навигации и посадки. На самолете информацию принимают самолетные радиоприемники и на соответствующих приборах эта информация отображается либо поступает в счетно-решающие устройства и используется для ручного или автоматического управления самолетом. Экипаж может также использовать принятую информацию для определения навигационных элементов полета.
|
|
Автономное использование означает, что данное радиотехническое оборудование используется отдельно либо на самолете, либо на земле.
По характеру измеряемых величин радиотехнические средстваделят на следующие группы: угломерные, дальномерные, угломерно-дальномерные и разностно-дальномерные (гиперболические).
Угломерными называют такие радиотехнические системы, которые позволяют определить направление (угол) вот самолета на радионавигационную точку (РНТ) или вот РНТ на само течение. В гражданской авиации применяют следующие типы угломерных радиотехнических средств:
1. Наземные УКВ и КВ радиопеленгаторы, работающие совместно с самолетными УКВ и КВ радиостанциями. Радиопеленгаторы определяют радиопеленг самолета или радиостанции.
2. Самолетные радиокомпасы (АРК-5, АРК-9, АРК-1Г, АРК-15), работающие совместно с наземными приводными радиостанциями. Радиокомпасы автоматически и непрерывно отсчитывают на самолете курсовой угол радиостанции (КУР).
3. Наземные радиомаяки (КРМ, ГРМ, МРМ и др.), сигналы которых принимаются на самолете радиоприемными устройствам» (КРП, ГРП, МРП).
Дальномерными называют такие радиотехнические устройства, которые позволяют определить расстояние (дальность) от самолета к РНТ или от РНТ к самолету (РД-4, ДУЕТ и др.).
Угломерно-дальномерными, или смешанными, называют средства, позволяющие одновременно измерить направление и дальность. К угломерно-дальномерным средствам относят наземные и самолетные радиолокаторы, системы ближней навигации (РСБН-2. РСБН-4, РСБН-6, VOR/DME).
Гиперболические системы называют так потому, что линия положения, определяемая при помощи этих систем, представляет собой гиперболу.
Экипаж ВС, получив навигационную информацию с помощью наземных радиотехнических средств, решает основную задачу воздушной навигации — вывод самолета в заданную точку и полет по заданному маршруту (трассе).
Более сложной задачей является посадка самолетов в сложных метеорологических условиях. Решение этой задачи связано с автоматизацией процесса захода на посадку и посадки самолета. Для решения задачи захода на посадку и посадки самолетов в сложных метеоусловиях в отечественных аэропортах используются три основные системы посадки:
1. Оборудование системы посадки (ОСП).
2. Радиомаячные системы посадки (РМС).
3. Радиолокационные системы посадки (РСП).
Наземные радиотехнические средства, входящие в систему посадки, должны обеспечивать выдачу информации о положении самолета относительно линии курса и глиссады снижения.
Характер выдаваемой информации и ее точность характеризуют систему посадки. Так, например, информация о положении самолета относительно глиссады снижения по ОСП выдается только в двух фиксированных точках (ДПРМ, БПРМ), в РМС информация о положении самолета относительно курса и глиссады снижения выдается непрерывно (в зоне действия), и в зависимости от точности они подразделяются на три категории (РМС-1, РМС-2, РСМ-3). В ОСП и РМС положение самолета относительно курса и глиссады снижения экипаж определяет по показаниям соответствующих приборов и пилотирует самолёт по курсу и глиссаде. В РСП диспетчер наблюдает за положением самолета относительно курса и глиссады снижения на индикаторах посадочного радиолокатора и заводит само течение на посадку, передавая команды на борт по УКВ каналам радиосвязи.
|
|
РМС является основной системой автоматического захода на посадку. Информация, передаваемая наземным оборудованием РМС, принимается самолетными радиоприемниками. Затем эта информация индицируется на датчиках сигналов, показывающих отклонение самолета от заданной линии курса и глиссады снижения.
Назначение, состав и размещение
Оборудование системы посадки обеспечиваетрадиоприводсамолетов в район аэродрома, пробиваниеоблачности и снижение с посадочным курсом к установленнойвысоты.
Оборудование системы посадки имеетследующиеобъекты:
- дальнийприводнойрадиомаяк (ДПРМ), состоящийиздвухприводныхрадиостанций и двухрадиомаркеров МРМ;
- ближнийприводнойрадиомаяк (БПРМ), состоящийиздвухприводныхрадиостанций и двухрадиомаркеров МРМ. Приводные радиостанциис маркернымирадиомаяками в системе посадки ОСП размещаются на продолжении осы ВПП на расстояниях, указанныхна рис. 78;
- дальнююприводнуюрадиостанцию с радиомаркером (ДПРМ) на расстоянии 4000±200 м вот торца ВПП;
- ближнююприводнуюрадиостанцию с радиомаркером (БПРМ)| на расстоянии 1100±100 м вот торца ВПП.
Дальняя приводнаярадиостанция (ДПРС) служит для привода ВС в район аэродрома, выполненияпредпосадочногоманевра и выдерживаниялинии посадочного курсасамолета на последнейпрямой. Эти задачирешаютсясовместно с использованием АРК и вторых навигационныхприборов на самолете.
Ближняя приводнаярадиостанция (БПРС) служит тем же целям, что и ДПРС, кромепривода ВС в район аэродрома.
Маркерные радиомаякислужат для определениямоментапролетаприводныхрадиостанций. Таким образом, основнымирадиотехническимиустройствами, характеризующими систему ОСП, являются ДПРМ и БПРМ. Определив своеположениеотносительнодвухфиксированныхточек на земнойповерхности экипаж самолетастроит маневр мероприятия на посадку. При посадке по системе ОСП экипаж используетследующеебортовоерадиооборудование: автоматическийрадиокомпас (АРК)
маркерныйрадиоприемник (МРП), радиовысотомер (РВ), средстварадиосвязи.
|
|
Оборудование системы ОСП обязательно для всехаэропортов, гдепроводятсяполеты в сложныхметеорологическихусловиях.