В простой двухчастной безрепризной форме отсутствует раздел тематической репризы при завершении второй части.
Виды вторых частей и основные типы простых двухчастных безрепризных форм
По тематическому сходству или различию с первой частью вторые части бывают двух видов:
- Развивающая часть
Простая двухчастная однотемная или развивающая форма (а а);
- Контрастная часть:
Простая двухчастная двухтемная или контрастная форма (а b).
Простая двухчастная безрепризная форма развивающего типа (аа)
В развивающей двухчастной форме между функционально разноплановыми частями отсутствует тематический контраст. Вторая часть не является самостоятельной темой, носит подчиненный характер, так как основана на тонально-гармоническом и мелодическом развитии темы экспозиционного периода. Смысловая суть формы выражается в показе двух различных этапов становления одного образа.
По строению вторая часть не имеет черт периода, является построением с функцией развития и последующей функцией завершения. Функция развития проявляется в ладогармонической неустойчивости начала второй части (Д гармония, секвенции, отклонения в другие тональности, эллиптические обороты). Функция завершения представлена в виде возвращения и каденционного закрепления основной тональности.
|
|
Функции развития во второй части:
Разработочное развитие | Вариантно-продолжающее развитие |
Черты разработочного развития проявляются в дробности, расчлененности построений, мотивном вычленении и ярко выраженной тонально-гармонической неустойчивости на протяжении второй части | Вариантно-продолжающее развитие основано на сохранении мелодической целостности темы при незначительном тонально-гармоническом развитии. Данный тип развития характерен для певучих инструментальных произведений и вокальной лирики |
Двухчастная безрепризная форма развивающего типа отличается достаточно высокой активностью, динамичностью из-за неустойчивого характера второй части. Ладотональное развитие может способствовать значительному расширению второй части, что приводит к нарушения пропорций формы (Бетховен соната № 12 ч. 2 трио, соната № 14 ч. 2 трио (8 + 16).
По степени единства простая двухчастная безрепризная развивающая форма ближе к периоду повторного строения, но между ними есть принципиальные отличия:
Простая двухчастная форма | Период повторного строения |
Экспозиционный раздел в форме периода полностью эмансипирован | Изложение тематического материала не превышает масштабов предложения и отличается меньшей завершенностью |
Во второй части нет повторного строения, имеет характер развития, никогда вторая часть не начинается с точного повторения экспозиционного периода | Второе предложение повторяет первое предложение |
Фаза развития (вторая часть), связанная с неустойчивостью, четко отделена от экспозиционного проведения тематического материала, поэтому различные по своим функциям части всегда четко разграничены | Связность и непрерывность развития несмотря на серединную каденцию |
|
|